Волков Сергей

Жайск: село высокого полёта
ОбсудитьНе нашел автора,но спасибо.Все классно.Представление о месте разное-когда то,там в магазине ,кажется на 2 этаже ,я покупал пленку и проявитель для фотика.На острове китава паслись в лето колхозные бычки,Трехпалубные пароходы проплывали по фарватеру,где сейчас залив,На пристани бегали в туристический Максим Горький или Москва за московскими сигаретами и сладостями.Ночевали в дождь на берегу под лодками -в шанхайские домики рыбаков на берегу не пускали…Ох,сколько м
ОТЧЁТЫ О ПУТЕШЕСТВИЯХ Вачский район, Жайск, Нижегородская область
Это село стоит на высоком окском берегу и носит имя, достойное городка. Впрочем, городского размаха оно никогда не видело, а его единственная роскошь - это головокружительные панорамы, легенда о пребывании тут святых Петра и Февронии и быль о первом трудоустройстве отца советской нефтяной геологии Ивана Губкина.

Жайск относится к тем селам, которые прячутся, словно бусинка в складках местности, чтобы затеряться и не быть найденными. То ли стесняются чего-то, то ли берегут какую-то тайну. Дорога туда начинается с правого поворота в Новоселках Вачского района и бежит-кривляется до самой Оки, где тащит вас через узкие перешейки Перемиловых гор, ведет по бровке оврага, узким мостикам, вдоль обрывов и колючих зарослей шиповника.

Так как мы любители этих местечек, то и фотографий у меня пригоршня - буду сыпать разными: зимними и осенне-весенними. Кстати, если вы любитель белого безмолвия, то учтите - подъем в гору может обледенеть, и тогда вам придется бросить свое авто внизу и идти пешком.

Первое упоминание о деревне Жайской относятся к началу XVII века, впрочем, как и о любом другом населенном пункте в этой округе. Счастливый владелец 19 крестьянских и 2 бобыльских дворов - боярин Михаил Борисович Шеин, стойкий борец против всех Лжедмитриев, полководец, воевода. Правда, заслуги перед Отечеством не помешали ему пасть в 1634 году от боярских интриг и сложить голову на Красной площади якобы за сдачу полякам Смоленска. Деревенька, хоть и была неприметной крохой в боярском имуществе, также оказалась конфискованной в пользу государя сразу после казни Шеина.

Уже в 1676 году деревня Жайская становится селом - там строят деревянную церковь Воскресения Господня, а в помещиках числится уже Яков Пушкин, у которого в Жайском живет приказчик. Впрочем, в 1803 году старая церковь сгорела, и в Жайске строят одноименный каменный храм, растягивая процесс почти на весь XIX век, возводя неспеша трапезную, основной объем и колокольню. Возможно, не сразу нашлись деньги на строительство. Храм в итоге получился совсем не большим. Он и сейчас так неспешно восстанавливается, что не знаешь - работы еще ведутся или давно всё брошено.
Рядом с храмом стоит дом, который, возможно, принадлежал притчу. Несколько окон заложены кирпичом, но еще видны потолочные карнизы и скромные плафоны внутри.

Жайск: село высокого полёта

Самое примечательное здание в Жайске до недавнего времени - даже не храм, а дом напротив. Большой, с явно торговым первым этажом и проездной аркой, которая служила не столько для проезда, сколько для разгрузки подвод - присутствуют внутренние двери, ведущие в склады. По словам местных, в советские годы тут была школа, а потом все постепенно было брошено. Дольше всех продержался магазинчик на первом этаже.

Жайск: село высокого полёта

Зимой домик выглядел так

На фото - состояние на весну 2014 года. Сейчас, в ноябре 2015 года, у дома уже нет крыши, а потому его стенам, видимо, осталось недолго. Точных описаний о том, что было в этом доме до революции, мне не встретилось. Зато есть воспоминания старожилов: в доме жил и держал лавки со складом разбогатевший на рыбе, лесе и гипсе крестьянин Быков. Имя и отчество память не сохранила. Зато люди помнят, что богатей был попечителем местной школы и церковным старостой. Быков жил подчеркнуто праведно и очень уважал религиозные обряды, строго соблюдал пост и посещал службы. Наверное, он, как никто другой, был рад такому виду из окна.

В явно складских помещениях первого этажа мы наблюдали завалы мусора, а потому не рискнули даже заглядывать. И дверцу для лилипутов сфотографировали только снаружи.

Рядом с аркой была лестница на второй этаж - она вела жилые помещения. Мы как-то решили подняться.

Жайск: село высокого полёта

На втором этаже вдоль парадного фасада идет анфилада залов. В каждом - кафельные печи с подтопком из коридора, чтобы не сорить при топке и чистке - все, как в лучших домах smile На стенах - следы советских обоев, из-под которых просвечивает местами первоначальная роспись цветочным орнаментом. Потолочный карниз и лепные плафоны придают некоторой парадности помещениям. Окна смотрят на храм и в заокские дали, на океан леса Владимирской губернии. Думаю, в этих помещениях Быковы принимали гостей и проводили совместные семейные вечера, греясь от глянцевого бока печи в свете нарядной лампы… Сейчас этот уют представить уже тяжело. Печи разломаны то ли ради латунных заслонок и фигурных литых дверок, то ли в поисках клада хозяина-богатея.

Впрочем, если включить воображение, можно было бы представить вот такой вечер в семействе. С той лишь разницей, что супруга носила на голове не чепец, а платок.

Жайск: село высокого полёта

Эквалл Кнут "Урок чтения"

Или вот так smile

Карл Мюллер "Молодая женщина за столом при свете керосиновой лампы"

Солнце проникало за шторы в эту залу где-то с полудня, бросая косые желтые квадраты на пол. Но самые чарующие часы наступали с закатами - они над Окой особенно красивы.

Есть и маленькие комнатки-каморки в одно окно. Правда, думается, такими они стали в советские годы, а при жизни прежнего хозяина это была тупиковая часть коридора. Эти облупившиеся стены могли знать небольшие рамочки картин душеспасительного содержания, раз уж хозяин был так набожен.

А вот немного росписи на стенах. Из-под советских обоев и наслоений масляной краски еще видны колонны и гирлянды цветов. Роспись эта делалась по шаблонам и, видимо, была дешевле шелковых обоев.

А на полу - паркет!

Жайск: село высокого полёта

На потолке - остатки лепных плафонов и крюки от люстр.

Эти окна в уже непарадной зале - особые. В них проникал первый рассветный солнечный луч. Они смотрели в сад и наверняка приоткрывались теми весенними днями, когда жайские вишни исходили пеной цветов, а соловьи - трелями. Говорят, у Быкова были дочери, а барышни умеют ценить романтические явления природы sm

А вот вид дома сзади, со стороны сада. Кажущаяся ассиметричность дома с лицевого фасада усиливается с тыла: дом состоит из разных частей и расстраивался не очень умело.

Если это на самом деле дом школьного и церковного попечителя, богача Быкова, то именно сюда согласно распределению в 1890 году прибыл вчерашний семинарист, молодой педагог Иван Михайлович Губкин. Да, отец советской нефтяной и газовой геологии, исследователь Курской магнитной аномалии Губкин, чьим именем названы города, улицы и один из самых престижных вузов столицы, начинал свой трудовой путь в 20 лет здесь, в Жайске. Вот чуть более поздний документ с фотографией Ивана Михайловича. Он носит очки, пышную шевелюру волнистых волос и бороду. Наверное, почти таким же он прибыл в Жайск учительствовать.

Жайск: село высокого полёта

Надо сказать, что Муромский уезд Владимирской губернии был ему родным - Иван Михайлович родился не так далеко от Жайска - в селе Поздняково нынешнего Навашинского района, Крестьянский сын был неохотно отпущен семьей в семинарию - рабочие руки были нужны в хозяйстве, но юноша был упрям и получил педагогическое образование. Впрочем, вариантов у него было мало: альтернативой была только духовная семинария, но к религии Губкин склонности не имел. Позже это станет причиной разлада между Губкиным и его первым попечителем Быковым.

Перепишем приветственный монолог Быкова целиком из воспоминаний Ивана Михайловича. Он стоит того. В нем, как говорится, ни прибавить, ни убавить.

Представьте. Губкин однозначно добирался до Жайска из уездного Мурома, а потому наверняка прибыл вечером, которые в той местности даже в летнюю пору обильны туманами и росой. Хозяин принял его сидя за столом в зале - уже скорее за чаем, нежели за бумагами. Молодого учителя ввели в залу и оставили стоять у порога. Он поставил свой семинарский обшарпанный чемодан с вещами, добрую половину которых составляли книги, на быковский паркет и смотрел на попечителя в домашних туфлях и теплых лучах абажура. Губкин особенно указывает в воспоминаниях, что его так и не пригласили присесть, не то чтобы налить вчерашнему семинаристу горячего чаю да подать хлеба и домашней ветчины или хоть постного пирога. В глазах Быкова приехавший Иван еще не заработал оснований важничать. Попечитель затянул речь, которую я просто процитирую из записок Губкина:

«Вот недавно здесь был преосвященный Феогност, архиепископ владимирский и суздальский, и он изволил почивать вот на этой кровати. А когда я езжу во Владимир, то бываю на приеме и у преосвященного владыки и у губернатора. Учитель, который был до тебя, возымел гордыню, и теперь его нет. Тебе, как молодому человеку, это должно служить примером. Ты должен почитать старших и почитать святую церковь неукоснительно. Я состою церковным старостой, и мне видно, кто в церкви бывает и кто не бывает. В церковь Божию надо ходить и детей к этому приучать».

Вообще, все эти сиротские и тоскливые сцены приезда сельской учительницы или учителя отлично получались потом у художников-реалистов. Например, вот так.

Жайск: село высокого полёта

Константин Трутовский "Приезд учительницы"

В случае с Губкиным это было реальностью. С жильем для него вышла незадача. Жайская школа считалась многочисленной по количеству учеников - к концу XIX века в ней обучалось почти сто детей. Якобы Быков хлопотал о серьезном усилении учительского состава и просил учительскую семейную пару, готовил для нее жилье. Недорослю-семинаристу дом, понятное дело, давать не стали. Губкину достался тесный угол в старом поповском доме, где через тонкую перегородку жила вдова с малыми крикливыми ребятишками.

Трудности привыкания к первому месту службы помогли пережить привезенные книги. А в один весенний вечер сельский учитель, взобравшись по совету школьного сторожа, на чердак старого поповского дома, находит там беспорядочную груду книг. Можно представить, как замирая от нетерпения и чихая от пыли, Губкин подносил книги одну за другой к слуховому окну, чтобы в лунном свете разобрать название. Это было настоящее богатство! Толстенные фолианты с красочными литохромиями, в картонных переплетах узорной кожи, с золотыми тиснениями на корешках, тонкие книжицы без переплета, жирные шрифты церковных сочинений, курсивы брошюрок… Из развороченной книжной груды наверняка тянуло бумажным тленом. О, чудеснейший запах завалящих печатных страниц! Из круглого окна на грязный чердачный пол падал восковой с пыльными разводами лунный столб. Где-то в селе лаяла собака. Село спало, но уже через несколько часов поплетутся в школу дети, а их учитель все торчит на холодном чердаке с книгами в руках.

Кстати, ученики быстро полюбили Ивана Михайловича за его добродушие, терпение и увлеченность. Он охотно давал дополнительные уроки и совершенно без всякой платы индивидуально занимался с отстающими. Правда, сердобольные матери неуспевающих понимали бобыльское учительское житье и подкармливали Губкина молоком, яйцами, творогом, чем весьма украшали его простейший рацион.

Константин Богданов-Бельский "Деревенская школа"

После уроков, а иногда и вместо них, по настоянию попечителя Быкова, дети заполняли церковь, чтобы отстоять службу. Тот следил, насколько усердно ученики крестятся и кладут поклоны, шепчут ли молитвы. И каждый раз Быкову было неприятно замечать, что Губкин сам пренебрегал старанием, а на лице его было написано, что педагог своими мыслями, скорее, уже на окских обрывах собирает камушки. Кстати, создание коллекции из всяких окаменелостей стало настоящим хобби Ивана Михайловича и его учеников. В глазах Быкова это увлечение было странным.

Вскоре конфликт Губкина и Быкова перерос в открытый - они перестали здороваться, а в комнате молодого учителя был устроен обыск силами жандармов по чьей-то заявке. Ничего запрещенного найдено не было. Тем временем Иван Михайлович подал прошение о создании в селе кружка просвещения, в котором можно было бы обучать грамоте уже взрослых крестьян, желавших научиться писать и читать, а также вести беседы о пользе книг и правильном воспитании детей. Попечитель и священник рвение педагога не поддержали. Губкин написал жалобу на попечителя и уехал на первые каникулы в родное Поздняково, чтобы больше не возвращаться в Жайск, то есть забрав все вещи и надеясь оттуда подать просьбу об увольнении.

Дома Ивану Михайловичу напомнили, что если он бросает учительствовать, то поедет с отцом в Астрахань - помогать ему в рыбном промысле. Так, скрепя зубы, Губкин вернулся по осени в Жайск - рыбная тема внушала ему еще больший ужас, чем Быков. Ученики были рады, но это не меняло ситуации. Уже под Рождество учитель отправился по реке с обозом в уездный Муром, где подал прошение перевести его в другое село из-за конфликта с попечителем.

Губкин был услышан и получил место прямо рядом с Муромом - в селе Карачарове, откуда был родом легендарный Илья Муромец. Теперь его попечительницей была супруга графа-археолога Уварова - Прасковья Сергеевна. Позже о Жайске Губкин будет вспоминать весьма скупо, словно ему хотелось бы забыть этот эпизод из своей жизни. Про своего первого попечителя он напишет в воспоминаниях так: «Богач Быков типа Колупаевых-Разуваевых, которых так ярко изобразил гениальный сатирик Салтыков-Щедрин»… Просто богач Быков не знал, что открытия Губкина будут кормить страну еще не одно десятилетие, а скромный учитель в старых ботинках - будущий академик.

Жайск: село высокого полёта

Выезжая из Жайска, сверните направо , проехав метров 200 по полю на естественной террасе - по краям эта площадка срывается в овраги. Тут стоит часовня в память о святых, символизирующих в России любовь и счастливый брак - Петре и Февронии, поставленная благотворителем

Тут же и памятник святым, которые оказались в Жайске, когда муромские бояре решили выгнать их. Князь с княгиней встали в челн, и тот понес их вниз по течению Оки. Якобы они вовсе не управляли суденышком - оно само причалило к берегу в жайских местах, где святые остались жить
Есть мнение, что Жайск стал местом уединенной жизни святых на некоторый период. Оказаться вдвоем в столь живописных местах - неплохая перспектива. В Муроме в эти дни лилась кровь - бояре бились за власть и грабили казну. Сколько времени Петр и Феврония провели в этих местах, как жили, кто им помогал, кроме Бога - неизвестно. Правда, есть тексты, где говорится, что плыли на двух судах, причалили тут на ночлег, и в свите даже был повар, который потом готовил ужин. А бояре настигли князя буквально на утро, спохватившись и испугавшись начавшихся смертоубийств. Первая версия как-то жизненнее smile

Смущает в памятнике, что вся ладья сделана в виде змея - есть голова и даже характерный хвост. А ведь именно змей летал над Муромом и внушал всякие прелести народу, портил жизнь святым. Что хотел сказать автор памятника таким образом - я не поняла smile Вот вам улыбочка змея-чаровника smile

Место, кстати, совершенно потрясающее. Оказавшись там однажды в осенний закатный час, можно потерять голову от красок.

Да и посреди белого дня начинающей рыжеть осени хорошо smile

И весной, когда владимирский берег еще пуст и только начинает одеваться в зеленоватый туман молодых листьев, очень красиво. Даже привольно, как говорят тут старики.

Уезжая из Жайска и пересекая узкий мостик, на котором невозможно разъехаться двум машинам, начинайте внимательно следить за дорогой. Когда вы проедите егерскую базу по правую руку, будет поворот направо - к красивейшей точке на всю округу. Сворачивайте, оставляйте автомобиль и медитируйте в любой сезон. Ощущением парения и при этом удивительного покоя укутает вас на прощание Жайск smile


24.12
16:02

Из Лавреньтевской летописи


Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, — снова разбегутся из тех мест. Когда же придет время родить и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают».
Так вот и при нас теперь половцы держатся закона отцов своих: кровь проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту — хомяков и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих отцов. Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись.
Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, так дайте же мне эту малость». Древляне же, обрадовавшись, собрали с каждого двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, – идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город». Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому голубю и воробью. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни свои, а воробьи под стрехи, и так загорелись голубятни, а от них клети и сеновалы. И не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и подивился на них. И пошел к варягам, и пришел в Рим, и поведал о том, скольких научил и кого видел, и рассказал им: «Диво видел я в Славянской земле, когда шел сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются мытелью, и возьмут веники, и начнут хлестаться, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят не мытье себе, а мученье». Те же, слышав, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.
964
В год 6472. Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам — по щелягу с сохи даем».
965
В год 6473. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

05.04
13:32

Выхухоль-доисторический зверек из красной книги на територии Вачского района

Чем еще примечательный Вачский район? Маленьким беззащитным зверьком с классным мехом еще домамонтового периода чудом сохранившимся на континенте и занесенного в Красную книгу. Ну не терпит этот зверек с тотечными полуслепыми глазками нынешнюю цивилизацию.И врагов у него навалом и конкурентов тоже -норка,выдра,ондатра ,ворона ,коршун ,ястреб и даже стада,разрушающие подземные гнезда зверька по берегам водоемов.


Жайская лука-идеальное место для этого зверька.На противоположной стороне реки Оки,где нет ни одной захудалой деревни и дорог,окруженной лесами,многочисленными пойменными озерами и медлено текущей воде по старому руслу реки Оки.




Русская выхухоль — интереснейшее животное не только с биологической
точки зрения: ее современная «биография» насыщена событиями, сопря6
женными с заметными вехами в жизни страны. Этот зверек заслуженно
считается символом сохранения природы России: создание серии «выхухо6
левых» заповедников и заказников, широкое расселение выхухоли и регули6
рование ее промысла позволили в середине XX века восстановить числен6
ность вида. Выхухоль пользуется всенародной славой, хотя лишь немногие
россияне отчетливо понимают, что речь идет о водном млекопитающем.




В последние годы выхухоль стала заметна даже на российском политиче6
ском поле, поскольку ее добрым именем, к великому сожалению, воспользо6
вались недобросовестные политтехнологи. И наконец, оказалось, что рус6
ская выхухоль не только очевидный и проверенный временем показатель
экологического благополучия водоемов средней полосы и юга Русской равни6
ны. Она стала выразительным и трагичным символом крайне низкой эф6
фективности современной системы государственного природоохранного
управления в России и одновременно заложником этой системы. Немногие
виды российской фауны с такой безысходностью зависят от уровня профес6
сионализма чиновников и их настроя на выполнение возложенных на них
функций. Во многом именно поэтому русская выхухоль вымирает. Сегодня,
на наших глазах…




). Но сегодня ситуа4
ция уже настолько тревожная, что хотелось бы еще раз обратить внима4
ние на необходимость безотлагательных действий по двум взаимодопол4
няющим направлениям:


1) применение немалых возможностей государства по расширению се4
ти ООПТ в ключевых местообитаниях выхухоли, формированию и вы4
полнению содержательного плана действий по ее сохранению;
2) использование нестандартных природоохранных решений и техно4
логий: создание ориентированных на сохранение выхухоли охотхозяйств,
очистка водоемов от брошенных лесочных сетей, отнесение этого типа се4
тей к товарам ограниченного доступа, разработка современных техниче4
ских средств борьбы с электроловами и др
Включение русской выхухоли в Красную книгу — это сигнал тревоги
за судьбу реликта фауны третичного периода. При этом последние 20 лет
ее численность неуклонно сокращается, и если не принять действенные
меры охраны, то существует реальная опасность потери этого вида. На территории России обитает русская выхухоль Desmana
moschata L. Этот вид включен в Красный список Всемирного союза охра4
ны природы (МСОП) и Красную книгу Российской Федерации.
Выхухоль ведет полуводный образ жизни. Это небольшой зверек
плотного сложения, весом около 450 г. Тело вальковатое, шея короткая,
мордочка оканчивается длинным подвижным хоботком. При погружении
в воду носовые отверстия, расположенные на конце хоботка, плотно за4
крываются клапанами. Лапки небольшие, задние снабжены сильно разви4
тыми плавательными перепонками. Хвост сплющен с боков и при плава4
нии служит рулем. У основания хвоста на его нижней стороне хорошо за4
метно вздутие, образованное скоплением мускусных желез, маслянистые
выделения которых имеют острый специфический запах. Секрет желез
служит выхухоли для мечения территории, запаховые метки облегчают
зверьку поиск своей норы.
Шерсть русской выхухоли густая, блестящая, сверху буроватая, снизу
серебристо–белая. Структура волосяного покрова позволяет удерживать
значительное количество воздуха, что обеспечивает не намокание ме4
ха в воде.
Выхухоль предпочитает пойменные места обитания.
В конце XIX и начале XX веков общая территория, на которой обита4
ла выхухоль в области, была значительно шире и сплошь заселена ею. Со4
здание Нижегородского водохранилища и ввод в строй Чебоксарской ГЭС
существенно подорвали запасы выхухоли в Волжской пойме. В настоящее
время ее основное население сосредоточено в бассейне р. Оки в Выксун4
ском, Вачском, Навашинском и Павловском районах


Вачский государственный охотничий заказник регионального значения основан в 1969 году. Его площадь составляет 5,5 тысяч гектар. Расположен на территории Вачского района по левобережью р. Оки. Создан для охраны выхухоли. Здесь самая высокая плотность населения этого зверька.


Это участки окской поймы и территория урочища "Жайская лука". Здесь запрещен лов рыбы сетями, расчистка и вырубка деревьев и кустарников, сенокошение и выпас скота.

. Подобно родственникам-кротам, выхухоли слепы. И в точности, как родня, обожают рыть норы и траншеи. Вход в нору выхухоли всегда под водой, сама же нора располагается выше входа, под берегом. Недвижимости у выхухоли много: к одной основной норе-квартире она любит добавлять еще несколько временно посещаемых. Это ее столовые и гостиные. А между норами выхухоль роет канавы-траншеи длиной в двадцать пять-тридцать метров – как раз на минуту ее плавания.

8. Выхухоль всеядна и необычайно прожорлива: за сутки она съедает примерно столько, сколько весит сама. Ее еда – брюхоногие моллюски, пиявки и личинки насекомых. Любимое лакомство выхухоли – свежая рыба, да только поймать ее удается редко. Дополняют рацион выхухоли, если можно так выразиться, овощи: клубни, стебли, корневища прибрежных растений.
[1..2]

Волков Сергей x1



Основная часть позади -пенсионер



Друзья


Найти друзей