Волков Сергей

Случайно в паутине интернета наткнулся на статью о выборе царя.Мне она понравилась.Доходчиво,кратко и с юмором описано это действо.Даже человеку с укороченными мозгами будет все понятно. Я так не умею. И это было четыре столетия назад в прошлое..Мне кажется и большевики и современные "власть имущие" в той или иной мере воспользовались этими технологиями. Вот ,копирую ее полностью……..Как на Руси царя выбирали…

Странное дело получается. Все мы привыкли, что царь – он помазанник Божий, а власть царская передается по наследству – какие уж тут выборы. Так то оно так, но откуда цари берутся, прежде чем они начнут рожать наследников и передавать им власть? Есть возможность разобраться в этом деле, поскольку 21 февраля 1613 года состоялось прелюбопытное событие – Земский собор избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.

Выборная предыстория

По поводу царских выборов чаще всего повторяют одну расхожую фразу: «Миша-де Романов молод; разумом еще не дошел и нам будет поваден». Фразу эту обронил знатный боярин Шереметьев в письме к своему приятелю Голицыну в Польшу. На основании данной фразы, ученые мужи намекали, что боярские «олигархи» хотели новоизбранного царя к рукам прибрать, да не вышло: у Михаила Романова своя «крыша» имелась. Что верно, то верно, но ситуация была не такой уж однозначной и претендентов на «царское креслице» хватало. На то время Россия пыталась выкарабкаться из последствий Смутного времени, случившегося вследствие падения династии Рюриковичей. Династия сия вела счет аж от варягов, захвативших власть в Киеве. После окончательного падения Киева во время нашествия монголо-татар, происходит постепенное возвышение Москвы. Но только в 15 веке московский князь Иван ІІІ стал подписывать свои документы словом «царь». Таким образом, первого царя на Руси не выбирали и не назначали, он просто стал им «явочным порядком», никого не спросясь. Иван ІІІ придумал и трюк с «венчанием на царство», для чего использовал так называемую «шапку Мономаха», изготовленную неизвестным нам, татарским ремесленником. Впрочем, ремесленник, возможно, был и русским, но шапку скроил по татарскому образцу, и к Византии она никакого отношения не имеет, зато царским «пиар-менеджерам» надо поставить 100 баллов за такую придумку.

К династии Рюриковичей относился и царь Иван IV Васильевич по прозвищу Грозный. Начудесил Иван Васильевич за свое царствование немало, и, как это часто бывает, его смерть привела к переделу власти и смуте в государстве. Последний прямой потомок Рюриковичей – царевич Димитрий, погиб при странных обстоятельствах в городе Угличе. Молва обвиняла в смерти царевича Бориса Годунова, но та же молва неоднократно твердила о «чудесном спасении» Димитрия, принося Московии массу неприятностей в образе различных Лжедмитрия I или Лжедмитрия II. Кроме того, в борьбу за русский престол вступили иноземцы. Часть боярства решила повторить «фокус» с «призванием варягов», только на сей раз в роли варягов выступал польский королевич Владислав. В общем, претендентов на должность царя оказалось предостаточно.

Кандидаты

Но вернемся к выборам 1613 года. Для избрания царя созвали весьма представительный орган: почти 300 депутатов от разных слоев населения. Созванный Земский Собор сразу отмел кандидатуры, утратившие свой политический рейтинг в годы Смутного времени. Как иностранный гражданин, из игры выбыл польский претендент Владислав. Вместе с головами утратили доверие и Лжедмитрии. Из последнего видно, что и в далеком 17 веке выборщики решительно отсекали всяких лжепретендентов-двойников, вносящих путаницу в «предвыборные бюллетени». В те времена наибольшей популярностью пользовались патриоты, имевшие отношение к армии. Всем параметрам соответствовали две кандидатуры: князь Дмитрий Трубецкой и князь Дмитрий Пожарский. Оба князя командовали антипольскими силами, освобождавшим Москву; только под началом Трубецкого находились казаки, а Пожарский руководил земским ополчением. Как в такую важную кампанию затесался 16-летний Миша Романов?

А дело в том, что Романов принадлежал еще к одной категории, популярной среди выборщиков во все времена. Семейство Романовых числилось в «жертвах политических репрессий» и в своеобразной политоппозиции. Романовы пострадали при Борисе Годунове. Отец Михаила, боярин Федор Никитович Романов, был разлучен с женой и детьми и сослан в отдаленный монастырь, где его постригли в монахи под именем Филарета. То же самое произошло и с женой Федора Романова, поэтому Мишенька долгое время жил без семьи, ютясь по родственникам. А русский народ, как известно, любит страдальцев.

В годы Смуты Федор Романов (он же Филарет) оказался связан с движением Лжедмитрия первого, а через него с казаками, составлявшими наиболее активную часть электората. Очень даже возможно, что Филарет и сам был не прочь баллотироваться в цари, да вот беда: его пленили поляки и отправили на территорию Речи Посполитой, т.е. в другой избирательный округ. Однако своим авторитетом и оставшимися связями, он продолжал поддерживать сына Мишеньку. Поэтому борьба вокруг «царского креслица» ожидалась нешуточная.

Выборные технологии

Предвыборная кампания показала весь набор соответствующих технологий. Князь Трубецкой устраивал пиры для казаков с дармовыми питьем и жратвой. На пирах он выступал и сам, «моля… чтоб быти ему на России царем и от них бы, казаков, похвален же был». Грубый ход, лобовой, с нашим народом такой не пройдет. Казаки на дурняк, конечно, пили-ели, но над Трубецким посмеивались.

Народный герой Дмитрий Пожарский поступал хитрее. На свою предвыборную кампанию он потратил 20 тыс. золотых рублей, но и на деньги в то время русский народ оказался не падким. А может, просто давали не тому, кому нужно. Самыми же разумными оказались родственники Романова. Они принялись щедро раздавать народу… предвыборные обещания. Одним – кисельные берега, другим – молочные реки. Опять же, претендент молодой, еще не связанный прямо с боярскими «олигархами», и родители его «за народ» пострадали. Ничто так не заводит выборщиков, как обещание светлого будущего. Посланные по городам и весям «сборщики подписей» за кандидатов, заодно провели «экзит-пулл» и принесли сведения об уверенной победе на местах кандидатуры именно Романова.

Тем не менее, боярское большинство в Земском Соборе решило «прокатить» его, сделав ставку на Трубецкого. И тогда сторонники Романова прибегли к последнему средству – силовому давлению. Во время процедуры голосования в Кремль ворвались «народные массы», состоявшиеся почему-то исключительно из казаков, требующих избрания царем Михаила Романова. Возникла даже потасовка с боярами. Жаль, что тогда не существовало телевидения, иначе нынешние драки в российской Думе или в украинской Раде могли бы показаться сущими пустяками. Побоище вскоре прекратилось, но под угрозой агрессивной толпы казаков Земский Собор единогласно (!) избрал царем Мишу Романова. Надо ли говорить, что значительная часть предвыборных обещаний Романова осталась невыполненной, а против вольностей казачества вообще повели широкомасштабное наступление. Зато избрали крепко, на последующие 300 лет хватило?

Что же касается выборов и технологий, то их неизменность лежит в природе человеческих слабостей, а быть сильным, оставаясь человечным – задача не из простых, может быть, одна из самых сложных.http://aminpro.narod.ru/strana_0034.html

11.03
20:23

Санаторий Волга Костромской области.

Так бы и прожил всю жизнь не побывавше в Костроме.Но волей случая я на седьмом десятке получил халявную путевку в санаторий Волга не далеко от Костромы на Волжском берегу реки. Все классно. Минеральная вода и рапа,басейн,массаж и прочие процедуры и экскурсии по желанию. Да,лучше увидеть все своими глазами чем слышать рекламу. Поэтому сбрасываю фотки о пребывании там. Догадываюсь ,какая красота там летом. Власти СССР умели находить классные места для отдыха в том числе и трудового народа по смешным ценам того времени. Сам когда-то за 12 рублей деревянных досрочно сдав зимнюю сесию отдыхал пару недель на турбазе в Звенигороде,а за 36 рваных был и юг Геленджик и Краснодарский край ,Новоросийск во время присвоения городу героя и первых бутылочек Пепси-Колы в Период Брежнева..Однако прошлое не вернуть…..





Чувствуется разница по снегу с Москвой,и снег какой то голубой,чистый












Мещанский город древностей…















Говорят летом грибов там море…









20.02
15:12

Жайск Вачского района.Взгляд со стороны

Не нашел автора,но спасибо.Все классно.Представление о месте разное-когда то,там в магазине ,кажется на 2 этаже ,я покупал пленку и проявитель для фотика.На острове китава паслись в лето колхозные бычки,Трехпалубные пароходы проплывали по фарватеру,где сейчас залив,На пристани бегали в туристический Максим Горький или Москва за московскими сигаретами и сладостями.Ночевали в дождь на берегу под лодками -в шанхайские домики рыбаков на берегу не пускали…Ох,сколько можно еще расказать??? И про похождения там Голицына в поисках древних орудий и еще об одной церкви рядом в Козьмодемьянске и о древнем Стародубском перевозе и о загадочном городе-крепости древности Стародубе-Воцком,куда Черниговские князья отправляли младших отраков со свитой……
Жайск: село высокого полёта
Это село стоит на высоком окском берегу и носит имя, достойное городка. Впрочем, городского размаха оно никогда не видело, а его единственная роскошь - это головокружительные панорамы, легенда о пребывании тут святых Петра и Февронии и быль о первом трудоустройстве отца советской нефтяной геологии Ивана Губкина.

Жайск относится к тем селам, которые прячутся, словно бусинка в складках местности, чтобы затеряться и не быть найденными. То ли стесняются чего-то, то ли берегут какую-то тайну. Дорога туда начинается с правого поворота в Новоселках Вачского района и бежит-кривляется до самой Оки, где тащит вас через узкие перешейки Перемиловых гор, ведет по бровке оврага, узким мостикам, вдоль обрывов и колючих зарослей шиповника.

Так как мы любители этих местечек, то и фотографий у меня пригоршня - буду сыпать разными: зимними и осенне-весенними. Кстати, если вы любитель белого безмолвия, то учтите - подъем в гору может обледенеть, и тогда вам придется бросить свое авто внизу и идти пешком.

Первое упоминание о деревне Жайской относятся к началу XVII века, впрочем, как и о любом другом населенном пункте в этой округе. Счастливый владелец 19 крестьянских и 2 бобыльских дворов - боярин Михаил Борисович Шеин, стойкий борец против всех Лжедмитриев, полководец, воевода. Правда, заслуги перед Отечеством не помешали ему пасть в 1634 году от боярских интриг и сложить голову на Красной площади якобы за сдачу полякам Смоленска. Деревенька, хоть и была неприметной крохой в боярском имуществе, также оказалась конфискованной в пользу государя сразу после казни Шеина.

Уже в 1676 году деревня Жайская становится селом - там строят деревянную церковь Воскресения Господня, а в помещиках числится уже Яков Пушкин, у которого в Жайском живет приказчик. Впрочем, в 1803 году старая церковь сгорела, и в Жайске строят одноименный каменный храм, растягивая процесс почти на весь XIX век, возводя неспеша трапезную, основной объем и колокольню. Возможно, не сразу нашлись деньги на строительство. Храм в итоге получился совсем не большим. Он и сейчас так неспешно восстанавливается, что не знаешь - работы еще ведутся или давно всё брошено.

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта
Рядом с храмом стоит дом, который, возможно, принадлежал притчу. Несколько окон заложены кирпичом, но еще видны потолочные карнизы и скромные плафоны внутри.

Жайск: село высокого полёта

Самое примечательное здание в Жайске до недавнего времени - даже не храм, а дом напротив. Большой, с явно торговым первым этажом и проездной аркой, которая служила не столько для проезда, сколько для разгрузки подвод - присутствуют внутренние двери, ведущие в склады. По словам местных, в советские годы тут была школа, а потом все постепенно было брошено. Дольше всех продержался магазинчик на первом этаже.

Жайск: село высокого полёта

Зимой домик выглядел так.

Жайск: село высокого полёта

На фото - состояние на весну 2014 года. Сейчас, в ноябре 2015 года, у дома уже нет крыши, а потому его стенам, видимо, осталось недолго. Точных описаний о том, что было в этом доме до революции, мне не встретилось. Зато есть воспоминания старожилов: в доме жил и держал лавки со складом разбогатевший на рыбе, лесе и гипсе крестьянин Быков. Имя и отчество память не сохранила. Зато люди помнят, что богатей был попечителем местной школы и церковным старостой. Быков жил подчеркнуто праведно и очень уважал религиозные обряды, строго соблюдал пост и посещал службы. Наверное, он, как никто другой, был рад такому виду из окна.

Жайск: село высокого полёта

В явно складских помещениях первого этажа мы наблюдали завалы мусора, а потому не рискнули даже заглядывать. И дверцу для лилипутов сфотографировали только снаружи.

Жайск: село высокого полёта

Рядом с аркой была лестница на второй этаж - она вела жилые помещения. Мы как-то решили подняться.

Жайск: село высокого полёта

На втором этаже вдоль парадного фасада идет анфилада залов. В каждом - кафельные печи с подтопком из коридора, чтобы не сорить при топке и чистке - все, как в лучших домах smile На стенах - следы советских обоев, из-под которых просвечивает местами первоначальная роспись цветочным орнаментом. Потолочный карниз и лепные плафоны придают некоторой парадности помещениям. Окна смотрят на храм и в заокские дали, на океан леса Владимирской губернии. Думаю, в этих помещениях Быковы принимали гостей и проводили совместные семейные вечера, греясь от глянцевого бока печи в свете нарядной лампы… Сейчас этот уют представить уже тяжело. Печи разломаны то ли ради латунных заслонок и фигурных литых дверок, то ли в поисках клада хозяина-богатея.

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Впрочем, если включить воображение, можно было бы представить вот такой вечер в семействе. С той лишь разницей, что супруга носила на голове не чепец, а платок.

Жайск: село высокого полёта

Эквалл Кнут "Урок чтения"

Или вот так smile

Жайск: село высокого полёта

Карл Мюллер "Молодая женщина за столом при свете керосиновой лампы"

Солнце проникало за шторы в эту залу где-то с полудня, бросая косые желтые квадраты на пол. Но самые чарующие часы наступали с закатами - они над Окой особенно красивы.

Жайск: село высокого полёта

Есть и маленькие комнатки-каморки в одно окно. Правда, думается, такими они стали в советские годы, а при жизни прежнего хозяина это была тупиковая часть коридора. Эти облупившиеся стены могли знать небольшие рамочки картин душеспасительного содержания, раз уж хозяин был так набожен.

Жайск: село высокого полёта

А вот немного росписи на стенах. Из-под советских обоев и наслоений масляной краски еще видны колонны и гирлянды цветов. Роспись эта делалась по шаблонам и, видимо, была дешевле шелковых обоев.

Жайск: село высокого полёта

А на полу - паркет!

Жайск: село высокого полёта

На потолке - остатки лепных плафонов и крюки от люстр.

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Эти окна в уже непарадной зале - особые. В них проникал первый рассветный солнечный луч. Они смотрели в сад и наверняка приоткрывались теми весенними днями, когда жайские вишни исходили пеной цветов, а соловьи - трелями. Говорят, у Быкова были дочери, а барышни умеют ценить романтические явления природы smile

Жайск: село высокого полёта

А вот вид дома сзади, со стороны сада. Кажущаяся ассиметричность дома с лицевого фасада усиливается с тыла: дом состоит из разных частей и расстраивался не очень умело.

Жайск: село высокого полёта

Если это на самом деле дом школьного и церковного попечителя, богача Быкова, то именно сюда согласно распределению в 1890 году прибыл вчерашний семинарист, молодой педагог Иван Михайлович Губкин. Да, отец советской нефтяной и газовой геологии, исследователь Курской магнитной аномалии Губкин, чьим именем названы города, улицы и один из самых престижных вузов столицы, начинал свой трудовой путь в 20 лет здесь, в Жайске. Вот чуть более поздний документ с фотографией Ивана Михайловича. Он носит очки, пышную шевелюру волнистых волос и бороду. Наверное, почти таким же он прибыл в Жайск учительствовать.

Жайск: село высокого полёта

Надо сказать, что Муромский уезд Владимирской губернии был ему родным - Иван Михайлович родился не так далеко от Жайска - в селе Поздняково нынешнего Навашинского района, Крестьянский сын был неохотно отпущен семьей в семинарию - рабочие руки были нужны в хозяйстве, но юноша был упрям и получил педагогическое образование. Впрочем, вариантов у него было мало: альтернативой была только духовная семинария, но к религии Губкин склонности не имел. Позже это станет причиной разлада между Губкиным и его первым попечителем Быковым.

Перепишем приветственный монолог Быкова целиком из воспоминаний Ивана Михайловича. Он стоит того. В нем, как говорится, ни прибавить, ни убавить.

Представьте. Губкин однозначно добирался до Жайска из уездного Мурома, а потому наверняка прибыл вечером, которые в той местности даже в летнюю пору обильны туманами и росой. Хозяин принял его сидя за столом в зале - уже скорее за чаем, нежели за бумагами. Молодого учителя ввели в залу и оставили стоять у порога. Он поставил свой семинарский обшарпанный чемодан с вещами, добрую половину которых составляли книги, на быковский паркет и смотрел на попечителя в домашних туфлях и теплых лучах абажура. Губкин особенно указывает в воспоминаниях, что его так и не пригласили присесть, не то чтобы налить вчерашнему семинаристу горячего чаю да подать хлеба и домашней ветчины или хоть постного пирога. В глазах Быкова приехавший Иван еще не заработал оснований важничать. Попечитель затянул речь, которую я просто процитирую из записок Губкина:

«Вот недавно здесь был преосвященный Феогност, архиепископ владимирский и суздальский, и он изволил почивать вот на этой кровати. А когда я езжу во Владимир, то бываю на приеме и у преосвященного владыки и у губернатора. Учитель, который был до тебя, возымел гордыню, и теперь его нет. Тебе, как молодому человеку, это должно служить примером. Ты должен почитать старших и почитать святую церковь неукоснительно. Я состою церковным старостой, и мне видно, кто в церкви бывает и кто не бывает. В церковь Божию надо ходить и детей к этому приучать».

Вообще, все эти сиротские и тоскливые сцены приезда сельской учительницы или учителя отлично получались потом у художников-реалистов. Например, вот так.

Жайск: село высокого полёта

Константин Трутовский "Приезд учительницы"

В случае с Губкиным это было реальностью. С жильем для него вышла незадача. Жайская школа считалась многочисленной по количеству учеников - к концу XIX века в ней обучалось почти сто детей. Якобы Быков хлопотал о серьезном усилении учительского состава и просил учительскую семейную пару, готовил для нее жилье. Недорослю-семинаристу дом, понятное дело, давать не стали. Губкину достался тесный угол в старом поповском доме, где через тонкую перегородку жила вдова с малыми крикливыми ребятишками.

Трудности привыкания к первому месту службы помогли пережить привезенные книги. А в один весенний вечер сельский учитель, взобравшись по совету школьного сторожа, на чердак старого поповского дома, находит там беспорядочную груду книг. Можно представить, как замирая от нетерпения и чихая от пыли, Губкин подносил книги одну за другой к слуховому окну, чтобы в лунном свете разобрать название. Это было настоящее богатство! Толстенные фолианты с красочными литохромиями, в картонных переплетах узорной кожи, с золотыми тиснениями на корешках, тонкие книжицы без переплета, жирные шрифты церковных сочинений, курсивы брошюрок… Из развороченной книжной груды наверняка тянуло бумажным тленом. О, чудеснейший запах завалящих печатных страниц! Из круглого окна на грязный чердачный пол падал восковой с пыльными разводами лунный столб. Где-то в селе лаяла собака. Село спало, но уже через несколько часов поплетутся в школу дети, а их учитель все торчит на холодном чердаке с книгами в руках.

Кстати, ученики быстро полюбили Ивана Михайловича за его добродушие, терпение и увлеченность. Он охотно давал дополнительные уроки и совершенно без всякой платы индивидуально занимался с отстающими. Правда, сердобольные матери неуспевающих понимали бобыльское учительское житье и подкармливали Губкина молоком, яйцами, творогом, чем весьма украшали его простейший рацион.

Жайск: село высокого полёта

Константин Богданов-Бельский "Деревенская школа"

После уроков, а иногда и вместо них, по настоянию попечителя Быкова, дети заполняли церковь, чтобы отстоять службу. Тот следил, насколько усердно ученики крестятся и кладут поклоны, шепчут ли молитвы. И каждый раз Быкову было неприятно замечать, что Губкин сам пренебрегал старанием, а на лице его было написано, что педагог своими мыслями, скорее, уже на окских обрывах собирает камушки. Кстати, создание коллекции из всяких окаменелостей стало настоящим хобби Ивана Михайловича и его учеников. В глазах Быкова это увлечение было странным.

Вскоре конфликт Губкина и Быкова перерос в открытый - они перестали здороваться, а в комнате молодого учителя был устроен обыск силами жандармов по чьей-то заявке. Ничего запрещенного найдено не было. Тем временем Иван Михайлович подал прошение о создании в селе кружка просвещения, в котором можно было бы обучать грамоте уже взрослых крестьян, желавших научиться писать и читать, а также вести беседы о пользе книг и правильном воспитании детей. Попечитель и священник рвение педагога не поддержали. Губкин написал жалобу на попечителя и уехал на первые каникулы в родное Поздняково, чтобы больше не возвращаться в Жайск, то есть забрав все вещи и надеясь оттуда подать просьбу об увольнении.

Дома Ивану Михайловичу напомнили, что если он бросает учительствовать, то поедет с отцом в Астрахань - помогать ему в рыбном промысле. Так, скрепя зубы, Губкин вернулся по осени в Жайск - рыбная тема внушала ему еще больший ужас, чем Быков. Ученики были рады, но это не меняло ситуации. Уже под Рождество учитель отправился по реке с обозом в уездный Муром, где подал прошение перевести его в другое село из-за конфликта с попечителем.

Жайск: село высокого полёта

Губкин был услышан и получил место прямо рядом с Муромом - в селе Карачарове, откуда был родом легендарный Илья Муромец. Теперь его попечительницей была супруга графа-археолога Уварова - Прасковья Сергеевна. Позже о Жайске Губкин будет вспоминать весьма скупо, словно ему хотелось бы забыть этот эпизод из своей жизни. Про своего первого попечителя он напишет в воспоминаниях так: «Богач Быков типа Колупаевых-Разуваевых, которых так ярко изобразил гениальный сатирик Салтыков-Щедрин»… Просто богач Быков не знал, что открытия Губкина будут кормить страну еще не одно десятилетие, а скромный учитель в старых ботинках - будущий академик.

Жайск: село высокого полёта

Выезжая из Жайска, сверните направо , проехав метров 200 по полю на естественной террасе - по краям эта площадка срывается в овраги. Тут стоит часовня в память о святых, символизирующих в России любовь и счастливый брак - Петре и Февронии, поставленная благотворителем.

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Тут же и памятник святым, которые оказались в Жайске, когда муромские бояре решили выгнать их. Князь с княгиней встали в челн, и тот понес их вниз по течению Оки. Якобы они вовсе не управляли суденышком - оно само причалило к берегу в жайских местах, где святые остались жить.

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта
Есть мнение, что Жайск стал местом уединенной жизни святых на некоторый период. Оказаться вдвоем в столь живописных местах - неплохая перспектива. В Муроме в эти дни лилась кровь - бояре бились за власть и грабили казну. Сколько времени Петр и Феврония провели в этих местах, как жили, кто им помогал, кроме Бога - неизвестно. Правда, есть тексты, где говорится, что плыли на двух судах, причалили тут на ночлег, и в свите даже был повар, который потом готовил ужин. А бояре настигли князя буквально на утро, спохватившись и испугавшись начавшихся смертоубийств. Первая версия как-то жизненнее smile

Смущает в памятнике, что вся ладья сделана в виде змея - есть голова и даже характерный хвост. А ведь именно змей летал над Муромом и внушал всякие прелести народу, портил жизнь святым. Что хотел сказать автор памятника таким образом - я не поняла smile Вот вам улыбочка змея-чаровника smile

Жайск: село высокого полёта

Место, кстати, совершенно потрясающее. Оказавшись там однажды в осенний закатный час, можно потерять голову от красок.

Жайск: село высокого полёта

Да и посреди белого дня начинающей рыжеть осени хорошо smile

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

И весной, когда владимирский берег еще пуст и только начинает одеваться в зеленоватый туман молодых листьев, очень красиво. Даже привольно, как говорят тут старики.

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Уезжая из Жайска и пересекая узкий мостик, на котором невозможно разъехаться двум машинам, начинайте внимательно следить за дорогой. Когда вы проедите егерскую базу по правую руку, будет поворот направо - к красивейшей точке на всю округу. Сворачивайте, оставляйте автомобиль и медитируйте в любой сезон. Ощущением парения и при этом удивительного покоя укутает вас на прощание Жайск smile

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

Жайск: село высокого полёта

21.01
23:23

Города- призраки.. КСФ пос.Гранитный

Города,поселки призраки.Была когда-то на Кольском полуострове база Краснознаменного северного флота в пос.Гранитный.Сейчас там полная жуть.Медведи шастают…Разве не можно было создать турбазу с экстримом в этих шестиэтажных домах…Грибов,морошки,клюквы завались и рыбалка тоже не хилая..Иностранцы бы повалили посмотреть как разваливали базы флота-валюты бы немеряно было.Но увы,лучше промолчать,











Может сдать в аренду иностранцам,организовать свободную зону,а может и своим предпринимателям предложить.Инфаструктура уже есть,жилья завались бесхозного,шикарные не замерзающие фиорды от Гольфстрима,рядом Норвегия может поделится выращиванием в садках форели,семги,выращивания и разведения малька.Ох,а сколько там других неосвоенных ресурсов.гидроресурсы.шикарные гранитные сопки может кому нужны,а экстрима для международного туризма хоть отбавляй.А если добавить заброшенные поселки шахтерские на Новой земле,то это будет музей Советского Союза в действии под открытым небом ,нынешним это не под силу на протяжении еще десятки лет как минимум…Налетай,халява если дадут………


















Было полвека назад - и стало сейчас с системным кризисом страны…так к коммунизму никогда не придем,пропустили его обещанного Хрущевым и ездим еще по тем мостам и дорогам …Не выгодно власть имущим что то менять даже в кризис,сопротивляются -хотя все знают что и как нужно делать.Хотят продлить свое благополучие и наживу и не пережрутся однако.Зато металомма там ужас сколько-жаль пионеров уже нет.Как будто не нужна уже нам территория и города -призраки и на Шпицбергене-все привезут из-за границы и рыбку там поймают.Не надо военную базу,переведи в рыболовную уже с инфроструктурой…













Эх бы,сюда бы инвестора не хилого,Пару миллионов китайцев -с полтора милиарда не убудет. И условия приемлемые -и полились бы рекой шикарный гранит с бесчисленных сопок в дворцы президентов,власть имущих и облицовку станций метрополитенов.Может и уголек найдется.И ветер мельницы электрические будет крутить шикарно на сопках и в долинах.И щебень гранитный не надо экономить на дорогу и дамбы в Долинах смерти не разминированных будущих водохранилищь с шикарной рыбой и в заливах не замерзающих в садках по шведской технологии….Любота в мечтах….











01.04
20:28

Софрино- ведущее заведение в церковном мире


Здесь трудятся тысячи людей на художественно производственном предприятии и далее продукция расходится по всей стране в православии…..







Здесь в музеи можно видеть все-в том числе и ордена ,медали существующие и облачения высших должностных лиц.а так -же храм Серафима Саровского….
















01.04
19:59

Отчет от пребывание в санатории Правда



Говорят ,что на все Подмосковье в социальном статусе осталось три санатория..Круто однако. Халявных резко уменьшилось для работников прошлых профсоюзных десятилетий. Остальные ушли в свободное коммерческое плавание -если вообще удержались на плаву. Что можно получить по санаторно-курортной путевке по несуществующей стоимости путевки в 17 тысяч деревянных за 18 дней.? Ну сносное диетическое питание без излишеств,кстати и проживание в скромных 2-4 местных номерах с малогабаритным телевизором,к тому же курортное лечение аж с массажем и басейном и прочими процедурами типа ванн,солевых пещер,горный воздух….Да еще культурно-досуговое обслуживание… И все это на халяву по заслуженным в советское время критериям.Жаль однако-прошлого не вернешь. Лучше все увидеть на фотках в реалии..Халва слаще не станет..








Кстати он был как дом отдых для трудящихся еще до войны.Знали и наши правители и с немецкой стороны ,что война будет но играли в благополучие….Однако перед войной финансирование дома отдыха было прекращено( понятно куда текли денежки),но вновь потекли денежки сразу после обьявления войны и срочно был образован госпиталь и прибывали сюда с передовой бойцы.













Кстати во многих санаториях сохранились подлинники картин советских художников- это было модно для богатых профсоюзов той поры покупать подленники с выставок да и художники дарили местные пейзажи.






28.10
19:11

Флаг неизвестной страны

Известный флаг неизвестной страны


Уже ни для кого не секрет, что на картах былых времен, на просторах Евразии вольно раскинулась загадочная Тартария. Практически в этих же границах впоследствии появилась Российская империя, а затем и Советский Союз. Многие также знают, что постепенно подменялись такие понятия как Сибирь, татары, русские, монголы, которые раньше имели совсем не те значения, какими мы привыкли оперировать сегодня.





На различных картах Тартария изображается как страна - с границами и городами.

1684 (700x491, 153Kb)

Но почему же в отечественных учебниках истории Тартария как государство не упоминается? Возможно из-за того, что Тартария не является самоназванием. Хотя есть русское название - Татария. Так почему бы не рассказать о Великой Татарии и бытовавших ранее в мире наименованиях этой страны. А не в том ли причина молчания, что не была вовсе Татария-Тартария страной, государством?

Символами государства являются герб, флаг и гимн.

Первым государственным гимном принято считать британский, первое издание которого датируется 15 октября 1745 года. Если предположить, что Татария-Тартария была государством и у нее-таки был свой гимн, то, думаю, мы уже никогда не узнаем, как он звучал.

В книге "Всемирная география", изданной в Париже в 1676 году, перед статьей о Тартарии приведено изображение совы на щите, которое многим известно. Можно предположить, что это герб. Аналогичное изображение мы находим на часто цитируемой иллюстрации к книге Марко Поло, который описал свое путешествие по Азии и пребывание у "монгольского" хана Хубилая. Империю, кстати, Марко Поло находил хорошо организованной и гостеприимной.


3827a9ec5989 (247x399, 58Kb)Marco_Polo_-_costume_tartare2 (286x399, 181Kb)

Итак, что мы имеем? Мы имеем два изображения совы на щите в двух разных книжках, которые только гипотетически можно рассматривать как герб Татарии-Тартарии.

Но может быть у Татарии-Тартарии был флаг? Давайте посмотрим.

Если заглянуть в собрание морских флагов мира, нарисованное в начале XVIII века по всей видимости во Франции, то мы увидим не один флаг Татарии-Тартарии, а целых два. При этом наряду с татарскими флагами есть и флаги России и флаги Великих Моголов. (Примечание: некоторые изображения склеенные, т.к. приходилось копировать по частям)

zagolovok (700x127, 107Kb) Превью russie (700x274, 197Kb)Превью mogol-persia (700x276, 189Kb)Превью tartarien-flags (700x370, 190Kb)

Только вот беда, изображения татарских флагов практически стерлись. Но следует обратить внимание, что первый татарский флаг - флаг императора Татарии, а второй просто Татарии. Правда толком и определить нельзя, что же там нарисовано. Но для нас важно то, что флаги Татарии приводятся на старинном рисунке наряду с флагами других стран, и один из них императорский.

Посмотрим теперь еще одну, теперь голландскую таблицу начала XVIII века, где собраны морские флаги мира. И опять мы находим два флага Татарии-Тартарии, но которые уже не вытершиеся, и изображение на них легко можно разобрать. И что же мы видим: на императорском флаге (здесь он фигурирует, как флаг Кайзера Тартарии) изображен дракон, а на другом флаге - сова! Да, та самая сова, что во "Всемирной географии" и на иллюстрации к книге Марко Поло.

Российские флаги тоже есть, но в таблице они приводятся как флаги Московии.

zagolovok2 (700x111, 109Kb) Превью flagi-russie (700x311, 255Kb)Превью tartarian-flags (700x330, 230Kb)

Теперь мы знаем, что флаги у Татарии-Тартарии были, значит она была государством, а не просто территорией на карте. Также нам стало известно, что один из флагов Татарии - императорский, следовательно речь идет об империи.

Осталось выяснить, какие же цвета использовались на татарских флагах.

Ответ на этот вопрос нашелся в "Изъявлении морских флагов всех государств вселенныя", изданном в Киеве в 1709 году при личном участии Петра I. К сожалению в интернете найдена только одна копия Изъявления со слабым разрешением. Теперь мы узнали, что на флагах Татарии-Тартарии использовались черный и желтый цвета.

Подтверждение этому мы находим в "Книге о флагах" голландского картографа Карла Алларда (изданной в Амстердаме в 1705 году и переизданной в Москве в 1709 году): "Флаг царя Татарии желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драконом с василисковым хвостом. Другой татарский флаг, желтый с черной совою, у которой перси желтоваты".

Можно предположить, что Аллард нарисовал флаг Татарии по ошибке, как он нарисовал якобы по ошибке и еще один флаг, о котором речь пойдет ниже. Но как быть с Петром? Или он тоже ошибся?

166465_original (700x632, 579Kb)

Кстати здесь среди российских флагов появляется желтый флаг с черным двуглавым орлом (третий ряд сверху, первый флаг от середины таблицы).

Низкое разрешение копии Изъявления делает подписи к флагам трудными для прочтения. Более крупные изображения флагов Татарии с русскими надписями взяты из русскоязычной "Книги о флагах" Аларда изданной в один год с Изъявлением. Текст из книги вроде бы соответствует Изъявлению. По крайней мере при максимальном увеличении копии Изъявления в подписях к татарским флагам угадывается текст, приведенный в на крупных изображениях. Да и фактически он повторяет подписи к татарским флагам на иностранных таблицах, только по-русски. Но здесь самодержец Татарии именуется Цесарем.

Превью ru-16_ha (187x203, 40Kb)Превью pis-3 (227x563, 86Kb)Превью 1313601841_tataria (325x161, 34Kb)
Ох,узнаем ли мы когда -нибудь свое прошлое ? Или так и будем гадать кроссворды ,которые нам оставили попы и цари Романовы из прошлого.Разгадать где правда а где подделка легче из иностранных архивов,летописей,свои же по каким то причинам умалчивают…..Подробней
http://yuri-ost.livejournal.com/727.html

15.12
19:53

Соседи Вачского района - Ростригено,Фоминки.





Расстригино

Расстригино – одно из древнейших селений нашего района. Оно возникло в те времена, в междуречье Оки и Клязьмы, населенное финно-угорскими племенами мерей и мурома пришли славяне. Разбросанные мелкими поселениями, наши предки, объединенные в свободные сельские общины, нуждались в общении друг с другом. Для этой цели выбирали один из наиболее удобно расположенных пунктов, который постепенно становился центром общины. Когда эти пункты – селения получали известность, в них останавливались князья и их верные слуги, приезжавшие собирать дань и судить людей. В них приезжали торговые люди – «гости», как называли тогда торговцев. Отсюда, в отличие от села и деревни, произошло и название таких пунктов с наиболее развитой торговлей – погост. Одним из таких погостов (на территории нынешнего Гороховецкого района их было несколько) стало и Расстригино, тогда ещё не имевшее этого собственного имени.
Постепенно на Руси начала выделяться общественная верхушка. Общество раскололось на богатых и бедных, на господ и зависимых людей. Развивавшийся господствующий класс нуждался в идеологических и политических средствах для установления своих порядков. Наиболее важной в этом отношении была потребность в новой религии, так как примитивное язычество не годилось для закрепления власти господ над угнетенными. Для этой цели больше подходило христианство, его и приняли. Принятие христианства не было добровольным признанием его со стороны народа. Если Русь была крещена в конце Х века, то муромская земля (точнее город Муром), в который входил погост, приняла его только в начале ХIII века. Сельское население крестили насильственными мерами. Согласно старинной повести о «водворении» христианства в муромской земле, в сёла и погосты из Мурома приезжали пресвитеры (попы). Начинали с того, что заставляли людей «поститься от мяса, и млека, и пития, и от жён своих воздержатися». По окончании поста, считая людей подготовленными к принятию новой веры, сгоняли их в речки и озёра. «И тако все людие з жёны и детми бродяху в воду они до пояса, а инии до персей, друзни до вып. Пресвитеры же, по берегу стоящие, молитвы глаголяху. А жёны и девицы крестиша на особом месте, а младенцы – на руках матерми держими».С принятием новой веры погост Расстригино приобрёл ещё большее значение. В ХIV веке в нём построили христианскую церковь, одну из первых в районе. Он стал и религиозным центром. Около церкви появились дома церковнослужителей, кельи для нищих и убогие дома – скудельницы (скудель – прах, тлен). Кроме торговли и религиозной службы, в Расстригино происходили и другие значительные общественные явления: решались хозяйственные дела, устраивать народные празднества, братчины, игрища и потехи. На игрища и потехи собирался молодой народ, все в новой нарядной из домотканого холста одежде и в новых лаптях, искусно сработанных деревенскими умельцами. Для красных девушек умельцы украшали лапти вплетенными вкосок самоцветными камнями. В большие праздники в Расстригино приходили ватаги странствующих скоморохов и глумцов. Они развлекали людей, во множестве собиравшихся из всех селений, тянувших к погосту. В одно и тоже время скоморохи были смехотворцами – забавниками, певцами, музыкантами, плясунами и сатириками, зло высмеивали и одурачивающих народ местных попов и жестоких княжеских приказчиков. Они отражали в своём занимательном искусстве ненависть народа к угнетающей его верхушке. Народ охотно принимали их, бояре и попы – преследовали. Тем временем на Руси всё с большой силой продолжались социально-экономические изменения. На смену старому первобытнообщинному строю всё настойчивее приходил новый строй – феодальный. Захват общинных земель князьями и боярами назывался «окняжением» и «обояриванием». Этой тяжёлой участи – «окняжению» Расстригино вместе с окружающими селениями подверглось в начале ХIV века.
После «окняжения» на погосте построили княжеский двор, завели княжеское хозяйство, прислали приказных людей распоряжаться до того вольными хлебопашцами. В 1462 году московский великий князь Василий Васильевич, как свою собственность, завещал погост своему старшему сыну Ивану (будущему Ивану III). Иван III в 1504 году завещал его сыну Василию (отцу Ивана Грозного). Так сотни лет переходило Расстригино от одного царя к другому, отличавшемуся друг от друга только тем, что каждый увеличивал тяготы населения. Во второй половине ХVI века в Расстригино открыли «царёв кабак». От народа требовали брать вино только в своём кабаке. Кабаком ведали целовальники. Вино приносило царю большой доход и целовальники стремились продавать его как можно больше. Началось пьянство. Доходило то того, что «питухи» оставляли в кабаке не только деньги, но и зипуны и шапки и рубахи. В праздничные дни целовальники «ставились с тем питиём близ церкви». Испившие пития в церкви шумели и кричали и «в том крику пения божия не слышно было». Кабак в Расстригино существовал до 1652 года.
После смутного времени в судьбе Расстригино произошёл новый перелом. В 1619 году царь Михаил Фёдорович вместе с другими селениями пожаловал его князю Ивану Никитичу Одоевскому – меньшему, за заслуги оказанные царю при избрании его на царство и при отражении от Москвы польских интервентов в 1618 году. Вместе с погостом царь пожаловал Одоевского кабаком и тамгой, служившими источником наживы. Тамга – пошлина, взимаемая с торговцев. Брали по алтыну (три копейки) с вырученного от продажи рубля. В результате этого пожалования Расстригино из царского дворцового превратилось в вотчинное селение крупного боярина – феодала. Одоевский – меньшой недолго владел погостом. Вся его деятельность выразилась только в том, что он построил в нём новую церковь. После его смерти царь пожаловал вотчину его племяннику Никите Ивановичу Одоевскому, вместе с дядей защищавшему Москву от польских панов.
Впервые после смуты Расстригино описано в 1629 году московскими писцами. На погосте тогда стояли две церкви: «Николы Чудотворца; древяна, вверх на подклетах, с папертами, а церковное строение князя Ивана Никитича Одоевского; да другая церковь Николы же чудотворца, ветха, стоит без пения». На церковной земле находились дворы причта (трёх попов, дьячка, пономаря и просвирницы), шесть келий нищих, которые «питаются от церкви божей и девять дворов церковных бобылей. Бобыли платят попам оброк по полтине с двора». «Да на том погосте двор стольника князя Никиты Ивановича Одоевского, торг да кабак, а кабак держат и тамгу збирают на вотчиника на стольника на князя Никиту Ивановича Одоевского». На погосте ещё была слободка безпашенных бобылей – 15 дворов, людей в них 18 человек. Эти одинокие бобыли – не разорившиеся крестьяне, каких тогда всюду было очень много. Состав их разнообразный. Часть – ремесленники: Парамошка Левонов, Матюшка Дмитриев и Федька Иванов показаны кузнецами. Некоторых из них Одоевские, очевидно, привезли из дальних мест своей службы: Агейка Фролов – вологжанин, Савка Парфеньев – смолянин, их тоже нельзя отнести к разорившимся крестьянам. Беспашенные бобыли платили оброк государю. Церковные бобыли – тоже люди, испившие до дна чашу незабываемого горя. Один из них, Гаврилка Иванов, прозвище Калинка Плеханов, «бежал з женою Марфуткою и сыном Ивашкою». Не находись в непосильной кабале у попов, Гаврилка не бежал бы, а мог просто уйти из Расстригино. Вскоре на погосте произошли новые изменения. В 1639 году Никита Иванович Одоевский купил находившуюся поблизости от Расстригино пустошь Фоминки и начал переводить в неё свой боярский двор. В переписных книгах 1646 года за Одоевским уже записано «сельцо, что была пустошь Фоминки на пруде», а в нём двор вотчинников, в котором живут приказчик Васька Палицын, конюхи и скотник. Но всё же в погосте ещё долго оставалась значительная часть хозяйства Одоевского. Даже в 1678 году в нём находился «двор боярина, а на дворе схожая изба да хмельник (кабака уже не было), да на площади таможня и лавки».
В документах 1678 года Расстригино впервые названо селом. В 40-х годах ХVII века на погосте указана слободка беломестцев. Беломестцы – это казаки , принимавшие активное участие в событиях и битвах смутного времени. Они помогли Нижегородскому ополчению изгнать из Москвы польских интервентов. В прошлом большинство из них – крестьяне и холопы, бежавшие от своих господ. После изгнания из Москвы поляков (в конце 1612 года) казацкого войска в столице больше, чем дворянского и стрелецкого. Правительство видело в них опасность для себя и начало удалять их из Москвы. Так казаки оказались в вотчине Одоевского. Кроме Расстригино, они находились в Фоминках (9 дворов), Погорелке, Реброве, Таранове, Рождествене и других селениях. Каждый казак получил небольшой земельный надел. Данная земля считалась «обелённой», так тогда называлась земля, освобождённая от оброков, а люди, обрабатывающие её, назывались «беломестцами». Государство платило им жалование. Беломестцы, обрабатывая землю, чем занимались главным образом их семьи и промышляя ремеслом, оставались казаками, обязаны были обучаться ратному делу, иметь своих коней и оружие. В Москве на них велись особые списки. При объявлении военных походов в Расстригино приезжали сборщики, проверяли казаков и определяли, «кто каков может явиться» в государево войско. В 1678 году в вотчине Одоевского работали московские писцы. По их переписи в Расстригино значиться 14 дворов казаков-беломестцев с семьями, всего 51 человек. Приказчик Одоевского Архип Палицын заявил писцам «которые его (Одоевского) боярской вотчины в селе Расстригине, в сельце Фоминки и в деревнях написаны беломестцы с его боярскими крестьяны тягла не тянут и с бобылями оброка не платят, а служат-де они казацкую службу». Приказчик Палицын ограждал боярина от возможных повинностей, связанных с казаками. Казаки-беломестцы, жившие в Расстригино постепенно теряли своё казацкое положение: семьи, оставшиеся после ушедших в войско казаков, оседлали на земле и занимались сельским хозяйством. Непригодные к военной службе также фактически становились земледельцами. Что это было так, подтверждают фамилии расстригинских крестьян. Не подлежит сомнению, например, что нынешние Бухваловы – потомки казака Сеньки Микитина по прозвищу Бухвал. Теряя свои казацкие права, расстригинские, как и все другие беломестцы в середине ХVIII века превратились в крепостных хлебопашцев, а Расстригино стало земледельческим селом.
А.Бальзамов
из личного архива Субботина Владимира Васильевича

По одной из версий, своё название деревня получила, потому что туда ссылали расстриженных попов.
Есть в деревне энтузиасты, кто хотел бы построить в деревне церковь, вместо разрушенной. Может, конечно,это и удастся, но уж очень много препятствий. Надо получать разрешение на строительство церкви, всё согласовывать, плюс, конечно, финансирование, своими силами её явно не выстроить. Меня очень просили написать об этом, как говориться:"А вдруг"?




Живёт такое село. 23 ноября 2012г. Газета "Новая жизнь"







Расстригинская церковь во имя Николая Чудотворца



фото из семейного альбома Гладковой Лены





Вот так выглядит это место сейчас



Как видим ,заокская сторона имеет участки карстового происхождения.где встречаются нередкие провалы. Это наблюдается и в лесах в округе. Озерами или провалами кишит заокская низинная сторона.Это и не мудрено.Сторона,где заливные паводковые леса от реки Оки.Множественные старицы (старые русла реки) и,по видемому, многочисленные подземные реки вымывают почву,в результате подземные пустоты когда то, но себя проявят.Я наблюдаю такой карстовый провал у Мухтоловского кладбища во много раз больший и увеличивающийся не хило-уже подобрался к ограде могил и взрослые деревья сползли на дно.Есть фотки и ролик об этом. Там их тоже не мало. И чудес тоже..Озеро Чарское,Святое,Великое с загадочными явлениями. Плавающими островами с взрослыми соснами,пустоты подо льдом в отдельные зимы и вода с мыльной бактерией,непригодной для питья.Это там за рекой Сережей от Вачского района. Это Вачский район основной своей площадью находится на Перемиловых горах изрезанного крутыми склонами и ему не ведомы карстовые провалы.





1972 год, провалившийся дом

img.nnov.org/data/myupload/4/100/4100661/100-0075-thumb.jpgВид с Перемиловых гор на старицу и Владимирскую область

img.nnov.org/data/myupload/4/100/4100661/751443-big-0-0--1.jpgМне все более понятна дорога на Стародубовский перевоз ,на связь Расстриженского погоста с погостом Озяблицким и селом Жайское в старину а не Жайск,,где востанавливается церковь на высоком берегу.И скоро заокская пойменная сторона за десятки километров услышит перезвон колоколов,как в былое время в прошлую эпоху…….



[1..10]

Волков Сергей x1



Основная часть позади -пенсионер



Друзья


Найти друзей