Волков Сергей

28.10
16:50

Мордва Вацкая -административное образование

Мордва Вацкая-административное образование Закудемского стана
Проведенный анализ материалов писцового делопроизводства, касающихся Закудемского стана Нижегородского уезда[2], позволяет говорить о том, что на структуру служилого землевладения и, в частности, на землевладение «служилого города» в Нижегородском уезде (в целом) в конце 1620-х – 1640-х годах огромное влияние оказал активный процесс раздачи дворцовых земель. В Нижегородском уезде он начался несколько запаздывая по сравнению с другими районами Российского государства. Дворцовые земли, заселенные в основном финно-угорским населением, располагались к югу и юго-востоку от Нижнего Новгорода и центрального Березопольского стана за рекой Кудьмой. До 1620-х годов эти территории отличались чрезвычайно высокой степенью концентрации дворцовых бортных и мордовских сел и деревень, составлявших отдельные административные образования в составе Нижегородского уезда, такие как, например, ««Мордва Тепелевская», «Мордва Вацкая»[3]. Поместные и вотчинные села и деревни на этой территории административно входили в состав Закудемского стана.
Начальный период процесса раздачи дворцовых земель в вотчины и поместья отразила Писцовая книга Дм. Лодыгина 1621/22 – 1623/24 годов в части, касающейся землевладений Закудемского стана[4], а также Платежная книга 1629 года, составленная на ее основе[5]. В указанной писцовой книге при описании Закудемского стана даже выделен отдельный раздел, обозначенный как: «из государевых царевых и великого князя Михаила Федоровича всея Руси Нижегородских посопных дворцовых и бортных сел и из мордовских земель за вотчинники и за помещики»[6]. Как показывает дальнейший анализ источников, большинство этих земель с селами и деревнями, пашней, обширными лесными, в том числе бортными угодьями отошли в вотчины не нижегородцам, а представителям знатнейших фамилий Московского государства того времени – князю Ивану Михайловичу Воротынскому, боярину Михаилу Борисовичу Шеину, боярам Семену Васильевичу и Петру Петровичу Головину, стольнику Борису Ивановичу Морозову, боярину князю Борису Михайловичу Лыкову, окльничьему Артемию Васильевичу Измайлову и др Развитие служилого землевладения на территории Нижегородского уезда пошло настолько быстро, что к 1646 году подавляющее большинство населенных пунктов дворцовых волостей (Лысковской, Княгининской) и административных образований мордвы и бортников (таких как, например, «Мордва Вацкая», «Мордва Запьянская» - всего 7 мордовских территориальных образований), превратились во владения феодалов и перешли в Закудемский стан. Например, административное образование «Ватской мордвы» в 1629 году ещё оставалось в казне, но в 1645 году по указу царя было пожаловано боярину Борису Ивановичу Морозову[11].
Если в Березопольском стане преобладало, согласно писцовой книге Дм. Лодыгина 1621/22 – 16223/24 годов поместное землевладение, то главной особенностью структуры служилого землевладения в Закудемском стане следует считать господство вотчин представителей знатнейших родов Московского государства. И так ,обратим внимание,что мордва Вацкая была по указу царя пожалована боярину Б.И.Морозову из казны….С чем и поздравляю!Это было в те времена,когда Черниговские князья наделяли своих детей княжествами,самое далекое и непрестижное Муромское княжество доставалось младшим детям в том числе и удельное Стародубовоцкое по подобию Стародуба Черниговского,но здесь им нужно было подружится с местным населением,привлечь на свою сторону с помощью развитых територий Киевских князей.


4 марта 1103 года, мордовское войско наголову разбило войско Ярослава Святославовича Муромского. "…Того же лета бися Ярослав с мордвою месяца марта в 4 день, и побеждён бысть Ярослав…".Как видим из описаний не хилое образование Мордвы было в древние времена и "мочили в своих территориях (и не только в своих),древние поселения вокруг Мурома и Нижнего Новгорода,чтоб не повадно было заселять чужую территорию. И это продолжалось в течении 4 столетий.Да и потом было много волнений,типа Пугачевского восстания и виселицы по населенным местам….
(см. карты, скопированные из альбома «История России в портретах по столетиям», Циркуляром №12829 от21.04.1904г. Министерства Народного Просвещения допущен в бесплатные народные читальни и библиотеки).





Поглощение Эрзянь Мастор – Страны Эрзян, историография империи называет сначала «приобретением» и «освоением земель». На самом деле это была настоящая агрессия, экспансия. Советская и нынешняя российская историография стыдливо лжёт о «добровольном вхождении» эрзи под псевдоэтнонимом «мордва» в состав Русского государства.
Наличие эрзянского населения в Нижегородской губернии которое сохраняло свою эрзянскую самобытность на 1859 г.



Сведения взяты из списков «НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ» НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ

По сведениям 1859 года изданного Центральным статистическим комитетом Министерства Внутренних дел. САНКТПЕТЕРБУРГ. 1863г.

Эрзянских населенных пунктов 166 в них дворов 15.501. человек-112. 192. не считая стариков и детей.

Эрзяне сохранившие свой язык живут; в Ардатовском, Арзамасском, Княгининском, Лукояновском, Сергачском уездах.

Сохранялось наследие эрзянского народа, но потерян язык в Горбатовском и Балахнинском уездах, там сохранялись старинные святые урочища эрзян, например как древнее городище Олениха.

Примечательно обстоятельство что многие эрзянские села называются русскими названиями, а те которые селения уже потеряли свой язык имеют эрзянские названия.

Реки же по большей части сохранили эрзянские названия.
В этом уезде Эрзянские селения представляют собой многолюдные селения, по рекам; Сереже, Вадке, Арати, Сумарке, Теше и расположены на древнейших эрзянских становищах. Эрзямаз как известно был центром эрзянской земли в междуречье Оки и Волги.




Чтобы умолчать агрессию против Эрзянь Мастор и назвать её «приобретением» и «освоением земель» на всех русских картах на территории Эрзянь Мастор не нанесено название ни одного эрзянского города или селения, словно это была пустыня или пустой лес. Как правило, нанесены границы русских княжеств, Волжской Булгарии, а между ними на значительной, якобы пустой территории, пишется слово «Мордва». Русская историография войну против Эрзянь Мастор практически замалчивает.



Умалчивается также существовавшее государство эрзян Эрзянь Мастор, либо оно называется «иносказательно» - «Пургасова волость», «Пургасова Русь», по имени последнего Инязора эрзянского народа – великого правителя Эрзянь Мастор Пургаза, героически сложившего голову в борьбе за независимость своей страны и народа.
…..Взгляд на карту поможет определить: отмеченное летописцем сражение произошло в четырёхугольнике Саров - Муром - Нижний Новгород - Эрзямас (Арзамас).
История эрзян уходит в глубокую древность и ее можно проследить по городецкой, поздняковской, волосовской, фатьяновской, верхневолжской и бутовской культурам, а также ямочно-гребенчатой керамике. Географические границы распространения перечисленных культур фактически совпадают, почти в центральной части, а именно недалеко от города Владимир, на левом берегу р. Клязьма обнаружена сунгирьская стоянка, стоянка современного (европеоидного), человека эпохи позднего палеолита. Исследования находок, в том числе и радиоуглеродный анализ, проводились лабораториями Геологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны. Результаты свидетельствуют, что поселение Сунгирь возникло от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад. Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 – 3 тысяч лет.
Есть основания считать, что Эрзяне являются наследниками загадочной гипербореи, которая обозначена на одной из древних карт на месте страны эрзян - Эрзянь Мастор.
В 8-13 веках Эрзя с родственными ей по происхождению и языку народами была расселена на Волге по верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть эрзян проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты.
Чудь и Меря (Эрзя) приняли участие в походе Олега на Киев и таким образом стали в числе других русских народов создателями Киевской Руси. В процессе формирования Древнерусской государственности, а затем Московской Руси Эрзя приняла прямое участие в этногенезе древнерусской народности. Об интегрированности Эрзи в Русь и о её роли в формировании Руси свидетельствует русский былинный эпос: глава русских богатырей Илья Муромец из эрзянского села Карачарово из-под эрзянского города Мурома, Добрыня Никитич из эрзянского города Рязани, Алеша Попович из меряно-эрзянского города Ростова.
С эрзянской реки Сура прибывает в Великий Новгород самый поэтичный персонаж русского эпоса Садко.
Все это указывает на то, что эрзяне были народом воинственным, героическим, свободолюбивым, ни в чем не уступавшим славянам. Именно эрзяне и другие «робкие» финны, основатели Руси, были и являются самыми надежными и сильными её защитниками, той опорой, на которой она возвышалась и завоёвывала славу великого государства.
Сознательное исключение русской историографией Эрзи, Мери, Муромы, Мещёры и других из русской истории не только является её фальсификацией, но и величайшей исторической ошибкой, ибо заставляют русских мыслить себя не теми, кем они являются.
«Славяне» на рязанских и московских землях – собственно русские мерянского, муромского, мещерского, эрзянского происхождения. Никакие восточные славяне в пределы современной центральной России в масштабах этнического значения не переселялись. Русские здесь не пришельцы, а коренные жители. На эрзянской земле возникло в середине 12 века Московское княжество, собравшее вокруг себя все русские земли. В 1147 г. Москва носила эрзянское имя Москов.
В конце 16-начале 17 века, когда поляки пришли завоевывать Москву и Россию, эрзяне выдвинули из своей среды Козьму Минина и освободили их от интервентов. В 17 веке эрзянин патриарх Никон духовно оздоровил Россию, укрепил её государственность.

В I тысячелетии н. э. всю территорию междуречья Оки, Волги, Суры и Мокши заселяли эрзяне. О древнем заселении эрзянским народом нашего района свидетельствует местная топонимики и гидронимика. Даже в тех местах где сейчас нет эрзянских поселений, многие реки, ручьи, овраги и урочища носят эрзянские названия: Каламалейка, Пиченея, Веселей, Пекшать, Поя(осина), Салдо(соль) Майдан и другие.

Есть и другие следы расселения эрзян в нашем крае. В1926 году у села Перемчалки был обнаружен древнеэрзянский могильник, датированный IX-X веками н. э. При раскопках могильника были найдены бронзовые браслеты, перстни, пряслица, железные орудия труда, посуда и другие предметы, свидетельствующие о хозяйственной деятельности эрзян ее обычиях. обнаружены и другие памятники древней старины.

В 1975 году на территори соседнего шатковского района было открыто Федоровское городище. Это одно из видов укрепленных эрзянских поселений - "твердь". Материалы раскопок с этого городища ныне находятся в Лукояновском краеведческом музее.

До второй половины XVI века территория нашего района была заселена очень слабо. Это объясняется тем, что Нижегородское Поволжье с XII века в течении более 400 лет являлась пограничной областью сначала русских княжеств, а затем централизованного Русского государства. Оно было ареной многочисленных кровопролитных войн.

В результате этих войн местное эрзянское население оказалось в достаточно сложном положении. Войны разгоняли или истребляли местное население, и оно было вынуждено уходить в более безопасные места - лесные дебри.

"Эрзянские селения того времени состояли обычно из 7-10 дворов расположенных примерно в глубинах лесных массивов; в дальних районах лесных прогалин сооружались временные жилища - "зимницы". Открытые пространства были почти безлюдны и начали заселяться после прекращения набегов казанских татар и ногайских кочевников" ( Веселовский С. Б. Арзамасские поместные акты. 1918. С. 82 ).

Это произошло после взятия Казани войсками Ивана Грозноро в 1552 году. В результате этого похода юго-восточная граница на реку Алатырь.

Царское правительство было заинтересовано в охране и хозяйственном освоении опустошенной войнами и прежде нейтральной территории, расположенной между старыми засечными полосами по рекам Пъяне и Сереже и новыми засечными полосами по Алатырю. Ныне это весь юг Нижегородской области, в том числе и территория Лукояновского района.

Сюда различными льготами привлекались служилые люди; сюда также, спасаясь от помещичьего гнета, самостоятельно переселялись беглые крестьяне. Одновременно с этим царское правительство приступило к широкой раздаче местных земель и угодий Русской, татарской и мокшанской знати, участвовавшей в казанских походах Ивана Грозного. Началась колонизация края русскими поселенцами.

Среди новых землевладельцев было много феодалов-вотчиников, владевших крестьянами и землями в центральных русских областях. Они стали насильно переселять крестьян на новые места. На лесных расчищенных пустошах заново ставились сотни русских и эрзянских поселений.

Интересна история отдельных поселений и происхождения их названий. Главным источником изучения истории заселения Лукояновского района является «Писцовая книга бортничьих и эрзянских деревень Арзамасского уезда, составленная писцами В. Ф. Киреевым и Григорием Молчановым в 1677 году». Установить происхождение названий населенных пунктов можно и по арзамасским поместным актам. В основном эти названия связаны с именами новых землевладельцев. Так, в грамоте о размежевании поместий Лопатиных и Варвары Микулиной, датируемой 14 февраля 1595 года, упоминается деревня Курово. В грамоте говорится, что эта деревня числилась за Иваном Гавриловым, сыном Микулина, как старое поместье на реке Ошнаре. Деревня Курово в документах XVII века упоминается уже как Гаврилово, по имени своего помещика. Возникновение сел Лопатина и Никулина устанавливается по этим же документам. Весной 1595 года по царскому приказу поместья Третьяка и Федора Лопатиных были отмежеваны от поместий Ивановских, жены Микулина. По левую сторону реки Ошнары земли отошли к Лопатиным, где возникло село Лопатино, а по правую - к Микулиным, где появилось с. Никулино. При разделе земли присутствовали чуфаровский поп и сыны боярские Саврасовы. Последние прибыли в Залесный стан с разрешения боярина И. С. Ржевского и положили начало деревни Саврасовой. В 1610 году она была пожалована стряпчему Ивану Кирееву.

В межевых книгах поместий Алексея Теплова (1598) впервые упоминается помещик Богдан Сонин, который приехал в Залесный стан в пустошь Суворовское усадище на реке Ошнаре. Эта пустошь находилась по соседству с поместьем Ивана Гаврилова и принадлежала помещику Ульянину. В пустоши, где не было ни построек, ни людей, Богдан основал деревню Сонино.

А на место теперешней Мерлиновки приехал помещик Плакида Мерлин, с тем чтобы присоединить пожалованную ему территорию в Залесном стане к своей вотчине, и было вполне естественно, что деревня получила имя своего вотчинника.

В межевых книгах Ивана и Тимофея Есиновых и Степана Сафронова от 1598 года упоминается деревня Ульянове Она была основана выпущенными из Нижнего Новгорода на волю пленными литовскими пушкарями, которые помогли нижегородцам отбить наступление татарского войска в 1550 году. Литовцы во главе с паном Ульяном были поселены на землях будущего Лукояновского уезда. Здесь и возникла деревня Ульяново. Названия сел Большое Мамлеево и Большие Ари своим происхождением также связаны с именами первых землевладельцев, которыми стали татарские мурзы Мамлейка и Арька, перешедшие на сторону Ивана Грозного и пожалованные за это землями.

Что касается происхождения названий эрзянских поселений, то они имеют очень древнее происхождение. В документах XVI века есть упоминание о Семене Атингееве, проживавшем в Залесье на речке Пойка. Он явился основателем д. Атингеево.

В арзамасских поместных актах за 1587 год впервые упоминается эрзянская деревня Ермензенки . В 1675 году д. Ермензенки была отдана гостю Семену Сверчкову на будные станы. Эрзя из этих мест ушла, а на месте бывшей эрзянской деревни возникло русское поселение, которое на карте XVIII века уже обозначается как Тольский Майдан. В названии села отразилась особенность его хозяйственной жизни - производство поташа.

Другая группа эрзянских сел носила названия урочищ, где находились эти поселения: Чиргуши (косая поляна), Пичингуши (сосновая поляна), Березовка. Эта деревня возникла вновь начале XVII века. Первыми поселениями здесь были три эрзянских двора с шестью душами мужского пола и таким же количеством женского пола, выселившимися из с. Нового Иванцева.

Село это впервые упоминается в актах о землепользовании, относящихся к 1595 году, под названием Иванцево Аржеманово в связи со спором о его границе с селом Ульяновом. Жители Иванцева жаловались на соседних помещиков «пана Ульяна и Косогривовых: которые нарушили межу и их землю перепахивают и называют своею». В писцовых книгах, относящихся к XVI веку, говорится о каком-то Ивашке Лукоянове, который поселился в верховьях Теши и поставил мельницу, «колесо русское». Он и положил начало деревушке Лукояновой.

Так, в платежной книге начала XVII века есть упоминание о сборах оброка с мужика Олешки Лукоянова: «У Олешки Лукоянова с кузницы, что пригорожена к Панориловке кузнице оброку гривна, и те деньги на нынешний (1629 г. - Ред.) взяты сполна» (Нижнего Новгорода книга платежная всяким денежным пошлинами оброчным сборам и доимкам). В середине XVII века в записной книге о сборе за проданное казенное вино указывается, что «июня с 1-го числа июля по первое число Федору Лукоянову продано 10 ведер». Раньше Федора в 1657 году продажей вина в кабаках занимался Семен Лукоянов (Смирнов М. Нижегородскиеказенные кабаки и кружечные дворы XVII столетия. 1913).

Сначала деревушка Лукоянова входила в вотчину Бутурлина, затем переходила из рук в руки от одного помещика к другому, а в XVIII веке село Лукояново находилось уже в составе экономических сел.

Правительство первых царей династии Романовых в XVII веке продолжало раздачу земли помещикам. Так, крупному помещику Морозову царь Алексей Михайлович пожаловал несколько тысяч десятин в будущем Лукояновском уезде, на которых была поселена «литва». Русское население «окрестило» новых поселенцев «будаками». Долгое время происхождение лукояновских «будаков», отличавшихся не только наречием, но и костюмом, составляло для многих загадку. Ответ на нее был найден только в 1835 году В. И. Далем и П. И. Мельниковым. По особенности выговора Даль узнал в них мензелинскую «шляхту». Он попросил Мельникова порыться в архивах. «Архивы,- пишет П. И. Мельников,- были тогда во многих руках». Но все же подтверждение предположению В. И. Даля он нашел. В XVII веке при царе Алексее Михайловиче в Лукояновский уезд, равно как и в Мензелинск (Татария), была поселена «литва», то есть собственно белорусы (Мельников А.П. Нижний Новгород и Нижегородская губерния. 1896. С. 86). Позднее эти земли находились в руках крупных землевладельцев уезда: Разумовского, Кочубея и Лубяновского. Сейчас на территории нашего района осталось три населенных пункта с потомками белорусов: Елфимово, Красная Поляна и пос. Белецкий.

Заселение территории района шло неравномерно. Его центральная часть (лесостепная) была заселена раньше, в XVI—XVIII веках, а что касается лесных дебрей алатырской зоны (южная часть района), то она была заселена только во второй половине XIX века. Тогда и появились здесь такие поселения, как Орловка, Буцкое, Пандас, Николай Дар, Волчиха, Скопинка и другие. Они заселялись выходцами из разных сел Орловской, Тамбовской, Пензенской, Новгородской, Рязанской и других губерний. На самом юге, за Алатырем, издавна существовало единственное мокшанское село Печи. В 1915 году от него отделилось село Санки (сана - река), мокшане в этих селах были мусульманами..
Особенности заселения территории района отразились не только на национальном составе населения, но и на пестроте говоров и наречий, обычаях, привычках и даже характерах жителей разных сел. Взять хотя бы разнообразие говоров, из которых очень редко совпадут принадлежащие населению двух рядом расположенных сел. Есть несколько сел, жители которых по-нижегородски сильно «окают». Это Нехорошево, Крюковка, Малая Поляна. У жителей Волчихи «акающий» (московский) говор; твердое «ч» у лопатинцев; распевная речь у жителей Гаврилова. Правильная литературная речь у перемчалковцев; мягкое окончание глаголов у жителей Скопинки. В речи жителей Никулина и Кудеярова отмечается замена «г» на «ц». Много белорусских слов и особенностей произношения сохранилось в речи жителей Елфимова и Красной Поляны. В ведомостях о поставлении в Нижегородской губернии «колесах и глагольях» (виселиц), на которые отправлялись крестьяне, принимавшие участие в народном движении под руководством Емельяна Пугачева, русские и эрзянские села назывались рядом:

При каких селениях поставлены глаголи::

Макуловской дворцовой волости: в с.Атингееве, с.Салдаманове, в с.Шандрове, с.Иванцеве.


За преклонность к злодейской шайке, за поимку, отвоз и отдачу в злодейские руки пойманного с бикету (пикету) унтер-офицера


За преклонность крестьян к злодейской шайке и за намерение злодеев встретить хлебом и солью.

Русско-эрзянские отношения в регионе на разных социальных уровнях складывались по-разному. Чтобы ускорить христианизацию эрзян, православная церковь пыталась противопоставить людей разных наций друг другу. Церковь запрещала русским общаться с эрзянскими «нехристями». Но простым людям нечего было делить. Позиция разных групп населения в национальном вопросе нашла яркое отражение в народной пословице, записанной молодым Н. А. Добролюбовым в Нижегородской губернии: «С боярами знаться честно, с попами свято, а с мордвой хоть и грех, а лучше всех». «Грех» — это позиция церкви, а «лучше всех» - это позиция простых людей. Но попытка помешать сближению двух народов была безуспешной. Как доносил Святейшему Правительствующему Синоду епископ Нижегородский и Алатырский Дмитрий 16 мая 1743 года, «неученые христиане [крестьяне] при их [эрзя] бесовских игралищах приходят обществом и скверным их жертвам приобщаются, пьют и едят с ними заедино» (Веселовский С. Б. Арзамасские поместные акты. 1918. С.323).Территория инязора Пургаза— это правобережье Оки и Волги вплоть до падения в неё Суры, исключая земли, прилегающие к крепости Нижний Новгород ( заметьте крепость с небольшими землями а не Нижегородская губерния). Далее междуречье Суры и Мокши в среднем течении. На юге опускалась по правобережью Алатыря. Политическим центром всей территории была крепость Эрзямас (Арзамас). Огромный город Саров (Сараклыч) к этому времени уже не существовал, (Обратите внимание на Саров-это же совсем рядом от Вачи. Так пешочком на Венец,Мухтолово и вот тебе Саров.Да и все поселения того времени по реке Сережа были старше Вачи Петров мост,Салавырь Румасово от Березовки ,Чеванино-рукой подать), город-крепость Буртас, по-видимому, был в подчинении Пургаза. Пуреш и его наследники постоянно примыкали к более сильным соседям, к 1232 году были на стороне Владимиро-Суздальских князей, которые воспользовались отсутствием Пургаза, который в это время сражался с монголо-татарами под столицей булгар город Биляр. Владимиро-суздальские дружины жгли эрзянские селения и воевали со стариками и женщинами; «и пожгоша села их, а мордвы избиша много».

Война монголо-татар с Булгарией весной 1237 году, несмотря на героическое сопротивление, закончилась полным разгромом цветущего царства. Столица Биляр—стерта с лица земли, но сопротивление булгар полностью не было сломлено. Они отошли в эрзянские леса, в частности к крепости Буртас. Второй удар орды Батыя летом 1237 года пришелся по южным территориям федерации финских племён, а также половцев, кипчаков, мокшан. Историк монголов Рашид Ад Дин писал: «В год курицы, соответствующей 634 году по мусульманскому календарю, сыновья Джучи-Бату, Орда и Берке, сын Угетей-каана-Кадан, внук Чагатая-Бури, сын Чингизхана Кулькан занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами (эрзей) и в короткое время завладели ими». Ход событий по словам венгерского монаха Юлиана, проезжавшего по этой территории вскоре после описываемых событий, был несколько иным. Мокшанский князь Пуреш покорился монголам, предал буртасов и воевал на стороне Батыя. Эрзянский инязор Пургаз с немногими людьми направился в укрепленные места (кородомы), чтобы защищаться сколь сил хватит. Участие войска Пургаза в сражении за Буртас очевидно. Он имел огромный опыт войны с монголами. Еще в 1223 году, будучи на стороне булгар, они полностью истребили непобедимое войско Чингизхана, предводимой легендарным полководцем Субедеем.В 1222 году отстаивал столицу булгар Биляр. В 1229 году он на стороне булгар применял испытанную веками тактику лесного боя. В 1237 году воевал методом партизанской войны, засад и ночных набегов, чем и сохранил свой народ. Сражение за город-крепость Буртас начался в летний поход монголов. Пришелся на неблагоприятное для степной конницы время. Упорные, ожесточенные бои больших количеств конницы с обоих сторон, привели к огромным людским потерям. Бой за крепость, внутри крепости, где каждый метр несет следы жестокого противоборства.

Лесные засады и ночные вылазки защитников остановили подвижку врага в глубь страны. С осени на зиму по замерзшим рекам орда предприняла поход на северо-восточные земли. Были сожжены города Муром, Гороховец и селища вдоль Волго-Камья. В 1240 годы монголы огнем прошлись по южно-русским землям. На штурм стен городов направляли в первую очередь своих союзников. На земле Германии и Венгрии орда встретила сильное сопротивление укрепленных городов и замков, а также столкнулась с тяжеловооруженной рыцарской кавалерией. Монголы повернули в причерноморские степи.

Помешала удаче похода на Запад героическая борьба с завоевателями народов Поволжья и, в первую очередь, эрзи, под опытным руководством Пургаза. Только в 1242 году по возращении основных сел Батыя удалось им подавить национально-освободительное движение. Успех монголов определяло строго организованное войско. Разноплеменное, разноязыкое по природе, оно делилось на десятки, сотни, тысячи всадников. Их вела жажда наживы, круговая порука и жестокая организация: если с поля сражения бежал один воин, рубили головы десяти, если десять, то сотне и так далее. Десять тысяч конников составляли тумен, во главе стоял темник, как правило из рода чингизидов. Армия монголов восприняла многие технические достижения завоеванных стран, имела тяжелую конницу, использовали порох. Были в ней метательные и стенобитные машины, были и инженерные подразделения. Во время набегов конница одолевала за сутки до 200 км, это был страшный, безжалостный враг.

По количеству и по качеству вооружения эрзянское войско не уступало никому из своих соседей. Распространенными видами оружия того времени были рогатина, тяжелое копье, боевой топор и большой лук. Использовались в бою дротики, сулицы, булавы, ножи, кинжалы. Для защиты применялись панцири из толстой бычьей кожи нашитыми металлическими пластинами, кожаные шлемы, были и стальные шлемы, кольчуги и мечи. По качеству металл, шедшей на изготовление оружия был выше, чем у славян. Хорошие физические данные бойцов, отработанная тактика ведения боя делали войско опасным противником для любого врага.Следует добавить ,что Мордва и Эрзянь -Мастор -это не одно и тоже,а противоборствующие територии в войнах, Это заметно:….Находившаяся у границ Эрзянь Мастор орда, состояла из мордовско-мокшанских народов, они были готовы грабить и убивать богатых соседей.

Эрзяне обладали технологиями производства цветных и черных металлов, а так же изготовлением ювелирных изделий. Все эрзянские захоронения наглядно подтверждают высокий уровень жизни и экономическую мощь Эрзянь Мастор. Источник: С.М.Соловьев. «История России с древнейших времен»
Давыдова А.А. Особенности структуры служилого землевладения в Закудемском стане Нижегородского уезда по Писцовой книге 1621 – 1623 гг.
С созданием Русского централизованного государства система обороны Нижегородского Поволжья становится составным звеном общегосударственной системы обороны южных и юго-восточных границ страны. Основой этой обороны была Ока, вдоль которой в первой половине XVI века создается цепь мощных крепостей — Окская оборонительная линия. Ее крайним восточным звеном была Нижегородская крепость.
Интенсивное строительство крепостей Окской оборонительной линии шло на протяжении нескольких десятилетий. Первым был начат строительством Нижегородский кремль (1500—1511 гг.). Вслед за ним были построены кремли в Туле (1514—1525 гг.), Коломне (1525 г.). Одновременно сооружались и ремонтировались укрепления Зарайска, Серпухова, Каширы и Мурома.
Конец XV и начало XVI веков характеризуются ростом активности военных нападений казанских ханов на русские территории. В это время система обороны Нижегородского Поволжья приобретает первостепенное значение для страны. Главными опорными пунктами этой системы являются Нижний Новгород и Муром.
В Горьковском историко-архитектурном музее-заповеднике хранится рукописная книга «Хто где служет» (список XVIII в. с документа конца XVI в.). В книге содержится перечень воевод, назначавшихся в разные города и на командные должности в русском войске. Под 1549 годом она содержит запись: «Того же лета были воеводы от Казанские украины в Муроме по полкам…» По данным летописей, войска из Мурома неоднократно выступали на поддержку нижегородцев во время боевых действий на территории края.
Политика казанских ханов и боровшихся за власть феодальных группировок в Казани постоянно находилась под влиянием Москвы или Крыма и была, по существу, чужда национальным интересам народов Поволжья. Но во время русско-казанских войн антимосковские группировки использовали в своих интересах борьбу народов Поволжья за независимость. Это придало русско-казанским войнам истребительный характер, вело к огромным людским и материальным потерям.
Составитель Казанского летописца — участник этих войн, побывавший в плену у казанских ханов,— характеризует этот период времени следующим образом: «И всем тогда беда и тоска велика в украине живущим варвар тех, у всех русских людей слезы текуще аки реки, крыющеся в пустынях, в лесах и горах, в теснотах горьких (в тайных землянках.—И. К.) живяху с женами и детьми… покидающе род и племя отечества своя бежаху во глубину Русь. Мнози грады рустии раскопаша и травою былием заросташа, села и деревни многие орастеша былием»7.
Огромные потери понесло население Нижегородского Поволжья в ходе русско-казанских войн. По отдельным сохранившимся документам XVI века, многие населенные пункты «лежат диким полем от большие войны». Писцовая Книга Балахнинского уезда 1591 года рассказывает о том, что слобода напротив Нижнего Новгорода (нынешний город Бор) была сожжена и её жители убиты или уведены в плен. На 180 населенных пунктов Балахнинского уезда в 1591 году было 120 «пустошей, что были деревни и починки».


Комментарии:

В 1619 году в наказе дозорщикам Ф. Сычеву и И. Парфенову предписывалось в отношении терюшевской мордвы: «опроче спорных земель в иных никаких делех мордвы не судити и меж их расправы не чинити».
Это особое положение мордвы Нижегородского Поволжья подчеркнуто англичанином Горсеем, который посетил Россию в конце XVI и начале XVII века: «Эти инородцы долго находились под властью русских царей, которые обходились с ними лучше, чем с другими нациями» (Записки о Московии сэра; Д. Горсея, стр. 106, Спб. 1903).
6. Население южной части современного Сосновского района до сих пор показывает древнюю военную дорогу с остатками дубовых гатей через болота, которая шла вдоль правого берега р. Сережи и называется «грошак». Здесь же в с. Виткулове и соседних селениях старики рассказывают о бывших военных постах, которые извещали друг друга и население о появлении противника с помощью зажженных пучков соломы, устанавливавшихся на шестах.
8. «Хто где служет». В 1540 году: «В Нижнем Нове городе за городом наместник и воевода Семен Константинович Заболоцкой, а в городу Князь Юрий Иванов сын Щетинин». В 1549 году: «В Нижнем Нове городе в городу князь Петр Иванович Телятевской, за городом князь Петр Александрович Стригин-Оболенской… Да за городом же были воеводы с Покрова… берегли от приходу казанских людей князь Федор Иванов сын Кащин да князь Григорий Мещерской».Грошак,это древняя военная дорога или по тартарски САКМА.

Надо отметить, что село Сосновское и его деревни, а затем Сосновская волость никогда не относились к Закудемскому стану, как ошибочно посчитали составители сборника «Нижний Новгород в XVII веке»[102]. В конце XVI – начале XVII века это была самостоятельная внутренняя административно-территориальная единица Нижегородского уезда.
Принадлежность пограничных населенных пунктов к той или иной административно-территориальной единице была довольно условной. Она не мешала жителям одного уезда брать на льготу земли другого, расположенного рядом, и переселяться на них. Это были совершенно естественные миграционные потоки, целью которых всегда оставались более выгодные, чем ранее условия существования. Примером может служить следующий факт. После событий Черемисских войн, серьезно затронувших Нижегородский уезд, многие поселения лишились своих обитателей[103]. Рядом с селом Сосновским разоренной оказалась деревня Созоново, «Зименное Раменье тож», насчитывавшая в 1588 году 9 дворов, «а в них 13 человек»[104]. Между 1588 и 1613 годами она стала пустошью, но пустовала не долго – в 1614 году ее отдали «на льготу» сроком на пять лет крестьянину из соседней деревни Федурино Стародубовоцкого стана Муромского уезда Ивашке Самойлову[105]. Таким образом, деревня Сазоново была сразу же заселена, но не нижегородцами, а стародубцами: «Пустошь, что была деревня Созоново, Зименное Раменье на речке Шилекше. Отдана та пустошь на льготу Муромского уезда Стародубовоцкого деревни Федурины крестьянину Ивашку Самойлову … А на той пустоше поставлено 9 изб, а по крестьянской скаске селятся на тои пустоше крестьяня Стародуба Воцкого…»[106].

14.01.2015 в 14:45
ЁШ x0 @ Волков Сергей
Скопировал и забил текст в эл.книжку … Люблю читать исторические повествования … хотя к ним не каким боком не касаюсь …)))…
Просто интересно - как жили люди в старину…

Спасибо.Возможно стариных источников будет больше-их переводят в цифру.Тогда доступны будут ветхие записи не только иследователям.Возможно и узнаем как князья Стародуба -черниговскогорасширяли свое пространство в Муромском княжестве.Кто строил крепость на старом месте -не мордва ли Вацкая или Мурома. Пришлые князья окупировали местных огнем и мечем да и между княжествами не хило воевали за территории влияния.
15.01.2015 в 10:58
ЁШ x0 @ Волков Сергей
Не когда в цифру старину переводить … Донцова с прочими писСателями - рулят …"грустно …
16.01.2015 в 03:27
quest x6 @ ЁШ
"грустно …

И так из темы в тему,"грустно","скучно"…Позадрали сообсчество своим заунынием,ей БО…-могу навскидку пяток примеров,только за эту декаду….Какой же вы ЕШ!?Вы, я извиняюсь, малахольный тушканчик…Может быть это вам холодная водица престарелую головушку так плющит.Если результат такой отрицательный,может быть есть смысл жопой на плите посидеть или йоду выпить,может витаминов каких?Не задумывались?
)
16.01.2015 в 09:33
ЁШ x0 @ quest
Кстати … quest, не уважая меня уважайте хотя-бы ТС … и читайте не только название темы, но и комменты в ней … и не уссысь до попадания в дурку от своего деЦкого смеха … " с безнадёжной грустью …

20.01.2015 в 17:59
Alef x12 @ Волков Сергей
про сосновский уезд и "грошатку" есть ещё что-нибудь?
источник информации?

Так Вачский район и образован из кусков соседних районов в т.ч. и Сосновского.Скажем спорное дело Черкасского с крестьянами и даже чертеж-карта имеется в деле…

Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).


Волков Сергей x1



Основная часть позади -пенсионер



Друзья


Найти друзей