Волков Сергей

25.11
00:51

Что такое Перемиловые горы?

Перемиловые горы. Они тянутся вдоль правого берега Оки, чуть ниже города Мурома до города Павлова.




«Перемиловские горы, – пишет Н.Г. Добрынкин, – составляют нагорный береговой кряж реки Оки. Здесь лежат богатые пласты алебастра, местами прослоенные красной кирпичной глиной, красильным песком, красноватой и желтой землей; все эти наслоения хорошо видимы в береговых откосах реки, где они покоятся горизонтальными полосами, начиная от села Спас-Седчина вниз по течению до границы Нижегородской Губернии, на протяжении 600 верст»
А лебастровый карьер в Филенском Вачского района а до затопления шахта по добычи ископаемых материалов.Так же прожилки встречаются по обрывам и оползням вдоль берега реки Оки.
Ландшафт и Заокские дали Муромского заказника.

Кстати, как отмечают краеведы, и в частности Н.Г. Добрынкин, само название «Перемиловские горы» применяется только у Перемиловской пустыньки (ниже села Спас-Седчина), за ними следуют названия откосов по береговым селениям: Базаровские, Клинские, Жайские, Сапунские, Высоковские, Чулковские и т. д. Самая большая высота нагорного берега принадлежит горам Сапунским (ок. 1200 м), Жайским (ок. 1000 м), Чулковским (ок. 900 м). В краеведческой литературе о городе Павлове также есть подтверждение местным названиям окских холмов. В частности, краевед Л.Л. Тубе пишет, что Павлово находится «на правом высоком берегу Оки, сильно изрезанном оврагами. В этой части области прибрежные высоты носят общее название Перемиловых гор, а в пределах Павлова их отдельные холмы имеют свои местные названия: Дальняя и Воскресенская кручи, Семенова и Спасская горы и другие»5 . Таким образом, высокие холмы на правой стороне Оки от села Спас-Седчина до города Павлова – это Перемиловы горы с местными названиями некоторых высоких круч.





Существуют две красивые легенды о происхождении названия. Их приводит в своих исследованиях Е. Добрынкина. Первая легенда связана с языческими верованиями: будто бы здесь существовало капище языческого бога Перемила, окуда горы и получили название Перемиловских. «Он живет только в устах народа. Это был бог любви, согласия и дружбы, и, вероятно, отождествлялся со славянским богом Лель»6 . Второй вариант названия связан с преданиями о Петре и Февронии, в которых рассказывается, как молодых супругов изгоняют из Мурома, и они вынуждены жить на берегах Оки. Когда же Петр и Феврония возвращались из изгнания в Муром, перед тем, как садиться в лодку и плыть в обратный путь, Феврония подошла к подножью гор и сказала: «Будьте вы отныне и до века „премилыя горы” за то, что дали нам приют и убежище»7 . У подножья гор протекает речка, которой святая княгиня дала название Муромка. Краевед А.А. Епанчин в своих изысканиях приводит такую легенду: святая Феврония, просто гуляя по горам, воскликнула: «Какие премилые горы!». С тех пор их стали называть «Перемиловы горы»8 .



Перемиловская возвышенность довольно плотно заселена. Интересно отметить что, многие населенные пункты сохранились с XVIII столетия до настоящего времени. Некоторые поменяли или видоизменили свое название. Самые крупные реки на Перемиловых горах – Муромка, Кутра, Кузома, Реут.



О разнообразной растительности в Перемиловых горах пишет в своем описании Муромского уезда Н.Г. Добрынкин. Но одно растение он выделяет особо: «Оскорь (осокорь) – произрастает только в предгорьях Перемиловских гор, преимущественно у села Спас-Седчино, где их разведено много даже в садах. Сохранившиеся там деревья достигли значительной высоты и толщины и громадностью своею составляют замечательную редкость края»9 .




Вот такие ветераны продолжают расти в пойменной части у подножия гор в районе села Жайск. Да.да,села уже теперь.Общими усилиями ,по крохам востанавливают церковь в селе Жайск. Значит жизнь будет возрождаться не зависимо от уничтожающей политики руководителей страной, в результате которой они убрали пристани безвозратно,ракеты,метеоры -эти речные трамвайчики.Ушли в сторону от проблем деревенской жизни.
Перемиловы горы можно сравнить с заповедным краем Муромской земли. Но самые интересные места это Перемилова пустынь, гора Городина и Стародубье.

Перемилова пустынь
Место проживания святых Петра и Февронии на Окских берегах носит название Перемиловой пустыни. В. Добронравов сообщает, что «Перемилова пустынь на речке Поповке находится в 20 верстах от уезднаго города. Время построения здесь церкви и основания при ней пустыни совершенно не известны. Предание говорит, что церковь здесь воздвигнута в память того, что на этом месте ночевали святые Петр и Феврония Муромские после насильственнаго удаления их из Мурома. Существующая же ныне каменная церковь, по свидетельству того же предания, построена царем Иваном Васильевичем Грозным. В 1724 году Перемилова пустынь была приписана к Борисоглебскому монастырю того же Муромскаго уезда, а в 1764 году упразднена и церковь обращена в приходскую»10 . Не совсем понятно здесь с речкой Поповкой. На карте Муромского уезда 1776 года речка с таким названием отмечена около деревень Тошлово и Слободищи, расположенных значительно выше Перемиловой пустыни11 .

Точное положение Перемиловой пустыни и речки Муромки обозначено на картах Муромского уезда 1890-х гг.12 Историк-любитель А.А. Епанчин дает подробное описание легендарного сюжета о прибывании Петра и Февронии на окских холмах. «На речке Муромке ныне стоит деревня Корниловка. Троице-Перемилова-Пустынь-погост также вполне исторический памятник. После того, как она пришла в запустение, на ее месте осталась приходская церковь. Память о пустыни сохранилась в названии местной пристани – „Монастырек”. После революции церковь была закрыта, сейчас погост носит название „Судострой”»13 . А.А. Епанчин отмечает две остановки Петра и Февронии на Перемиловых горах. Первая – около пристани Монастырек. Он уточняет, что на самом месте остановки святых стоял каменный Троицкий храм, разрушенный перед войной. Отмечает, что пенек от процветшего деревца находился против того места, где была колокольня, на самом западном краю погоста, и в 1987 г. был завален булыжниками. Вторая остановка Петра и Февронии была у села Жайское: «Здесь их и догнали муромляне»14 .





Любопытное дополнение о пребывании Петра и Февронии на окских холмах имеется у В. Ершова: «Село Юрьево, стоявшее на высоком берегу Оки, которым залюбовалась Феврония во время их с князем Петром уходом с Мурома, стало зваться Чудью»15 . Происхождение этих сведений неизвестно.

Гора Городина
На Перемиловых горах много оврагов и круч, овеянных легендами. Некоторые сюжеты этих былей пересказаны в работе Е. Добрынкиной, которая в течение нескольких лет записывала старинные муромские предания. Но самая загадочная на Перемиловых горах – гора Городина. Она выделяется от нагорного берегового хребта необычными очертаниями: с одной стороны напоминает усеченную пирамиду, с другой – церковную главку. Сказания секты хлыстов об этой горе повествуют, что сюда спускался сам Бог-Отец в образе человеческом под именем Данилы Филипповича16 . В горе есть таинственные пещеры, которые охраняют сектанты.






Спуск к реке Оке в Чулково
Тщательным изучением горы Городины занимался дьякон Липовецского погоста Иван Михайлович Ландышев. Он собственноручно составил карту местности около горы Городины. Ландышев пишет, что Городина – это не только отдельная гора, а целая цепь холмов: «Гора эта есть узкий горный хребет, отделившейся от общего горного кряжа, идущего по правой стороне Оки. В таком виде простирается она к деревне Чулково вверх по течению реки Оки на двух верст, местами расширяясь и суживаясь и все возвышаясь, так что у деревни Чулково вышина этой горы от уровня Оки 60 сажен. В Чулково Городина и кончает свое название, а далее называется Очный Горный хребет»17 . Ссылаясь на журнал «Православный собеседник» за1858 г., он приводит уже известную нам легенду: «В начале царствования Алексея Михайловича в 1645 г. во Владимирской губернии Муромского уезда в Стародубской волости на гору Городину близ деревни Бобынина и Михайлиц сошел с неба на огненных облаках в пламенной колеснице Бог-отец Саваоф, окруженный ангелами»18 . Далее он сообщает, что на горе есть колодец, почитаемый сектантами, а в деревни Михалицы, в полутора верстах от Городины, жил Иван Тимофеевич Суслов, который часто посещал Городину и проводил беседы у колодца. У него были приверженцы во многих городах России. Они приходили на Городину, а в колодец бросали серебро и золото.
Вверх по течению Оки выступает из берегового венца возвышение, называемое гора «Малая Городина». Здесь, по преданию, проживал разбойник Семен. Много кладов спрятано вокруг этой горы19 .

Стародубье
Есть в районе Перемиловых гор есть загадочная сторона под названием Стародубье. Вот как территорию Стародубья определяет И.М. Ландышев: «Стародубом или Стародубьем назваются конечности Муромского заречного (за рекой Окой) уезда, с точностью определить границы Стародубья невозможно, но приблизительно его составляют в настоящее время три народные волости: Варежская, Загаринская и Арефинская»20 . Е. Добрынкина сообщает, что «один из пунктов Перемиловских гор носит в Муромском уезде названия „Стародубья”, географическое положение которого предание очерчивает так: от берегового села Клин вниз по течению реки Оки до берегового села Варежа; ширина Стародубья прстирается от берегового гребня до Нижегородского почтового тракта с крайними селениями в нем: Глебовым и Зяблицким погостами с селом Арефиным»21 .


А вот нашел какую запись из далекого прошлого про Арефино
сергей волков
00:22
примечание
Въ 17 веке в Арефинѣ была деревянная церковь въ честь Входа Господня во Іерусалимъ съ двумя при-дѣлами въ честь св. муч. Бориса и Глѣба и преп. Никиты Исповѣдника. Эта церковь существовала до 1770 года; въ этомъ же году разрѣшено было за ветхостью деревянной церкви строить каменный храмъ съ главнымъ престоломъ въ честь того же праздника, придѣлы же предполагались- освятить въ честь Владимірской иконы Божіей Матери и св. Николая Чудотворца.
Постройка храма была окончена и престолы были освящены въ 1775 и 1776 г.г., деревянная же церковь была разобрана, но въ какомъ году, не извѣстно.
Въ настоящее время каменный храмъ, построенный въ 1775 г., совершенно измѣнилъ свой внѣшній видъ; въ 1846 - 51 годахъ перестроена была вновь его трапеза, а въ 1868 —
72 г.г. перестроенъ и главный храмъ

Место встречается в: (2)Место верхнего уровня: с. Арефино Муромского уезда Владимирской губернии (совр. Вачского района Нижегородской области)1878 Работа: Диакон Добровольский Стефан Алексеевич (1878 - )

Источник/Ссылка Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии

А может в то время с Озяблицкого погоста на погост Козмодемьяский на реке Оке и проходила дорога на Стародубский перевоз? И спуск отменный,и острова и мели ,да и на другой стороне погост в Ростригено не хилый был когда то.И князья,и приближенные царского двора не чурались его. И,подчеркиваю,этот Муромский анклав на другой стороне реки не малой- нуждался в путях через реку к своей прямой администрации,да и почтовая связь нужна была.Это потом будет относится к Горьковской обл с дорогой Нижний Новгород -Касимов ,проходящий через Арефино,верней Зяблицкий погост.
Арефино Середина прошлого века

Е. Добрынкина отмечает, что жители Стародубья «экономически очень развиты, способны к ремесленным и промышленным предприятиям; красивы, ловки, сметливы; одним словом „чистый народ”, по тамошнему выражению»22 . Похожее описание приводит И.М. Ландышев: «Народ живет без нужды, по миру не ходит, чисто одевается» 23 . По его мнению, отличительной особенностью стародубского населения является «говор или речь… чистая, без прицикивания. Нет в песнях у народа стародубского какой-то заунывности. Женщины поют тонкими голосами, а в Стародубье напротив»24 . И.М. Ландышев провел целое исследование о происхождении этого народа, о городе Стародубе Воцком, основание которого он приписывает князю Юрию Долгорукому25 . Е. Добрынкина, ссылаясь на местные предания, также, как и И.М. Ландышев, видит в «стародубах» пришлых людей, «пришедших из далека не то со своим вождем, не то князем, поселившихся первоначально на горе Городине, вблизи деревни Соловьевой»26Как видим еще одна версия,все еще покрытая мраком о месте древнего Стародуба -Воцкого Мне она нравится А то столько легенд ходит об этой Княжей горы? Может и привел один из князей старинного рода Стародубских пришлых людей из далека с собой с прежнего места,где ему было уже тесно и поселился с ними на горе Городине И вполне допустимо ,что нарек он свой городишко по подобию родового гнезда Стародуба,только не на Клязьме,Сиверского и в других краях..

Современные историки и археологи пытались обнаружить город Стародуб Вотский, который упоминается в Новгородской первой летописи, где он назван в «Списках русских городов дальних и ближних», в числе Залеских городов между Муромом на Оке и Стародубом на Клязьме. Раскопки, предпринятые И.А. Очеретиным в 1990 г. в Вачском районе, к успеху не привели27 . Историк Н.Н. Грибов сообщает, что после летописного известия в письменных памятниках XV- XVII столетий название данного поселения присутствует только в наименовании соответствующей административно-территориальной единицы. На основании актовых материалов Н.Н. Грибов делает вывод, что область Стародуба Вотского в XVII в., образующая одноименный стан, территориально занимала междуречье рек Оки, Большой Кутры и Кишмы28 . По мнению археолога В.Ф. Черникова, город Стародуб Воцкий находился в устье речки Вачки на месте деревни Городищи, ныне вошедшей в западную окраину поселка Вача. Однако завершить полевые изыскания ему не удалось. Археологическая локализация Стародуба Воцкого нуждается в дополнительном подтверждении29 .

По инициативе С.В. Сазонова в разные климатические сезоны 2009 и 2010 годов сотрудники Муромского музея совершали небольшие однодневные экспедиции на Перемиловы горы. Цель экспедиций – визуальное обследование и фотофиксация мест, связанных с легендами и сказаниями Муромской земли, и особенно с именами святых Петра и Февронии. Описание Перемиловых гор – это первый шаг к началу изучения достопримечательностей Муромского края.




Вача при фабрикантах Кондратовых
В настоящее время назрела необходимость инвентаризации культурно-исторического наследия Муромского региона, составления каталога современного состояния памятников истории, этнографии, археологии, культуры, природы. Локальная история в историческом пространстве требует исследовательских усилий, особенно при переходе от локальной истории ко всеобщей. Особого внимания заслуживает аспект, часто ускользающий из поля зрения современных исследователей. Речь идет об отношениях в системе «человек-природа». Для осуществления этой цели нужна продуманная четкая программа, рассчитанная на несколько лет.
И вновь ,в те далекие годы Ивана третьего проскакивает грамота с пустошью Пертовская и Стародубскими владениями не уточнеными…
В летописном известии о событиях осени 1445 г., связанных с возвращением из татарского плена в. кн. Василия II Василье­вича, упоминается село Ивана Киселева «межи Новагорода и Мурома»9. Напротив («против», «противу») этого села, назва­ние которого в летописях не приводится, останавливался на пути в Москву посланец великого князя Андрей Плещеев, спе­шивший в столицу с известием об освобождении государя. По­скольку Василий II отправил Плещеева в Москву «со сеунчем» через два дня после начала своего пути из Курмыша, можно предполагать, что Плещеев остановился на правом берегу Оки «против» села, расположенного на левом берегу.
Сохранился (в списке XVI в.) текст недатированной записи Ивана Гр. Киселева митрополиту Филиппу (1464-1473 гг.) о пожизненном держании «митропольской» пустоши Пертовской «в Муромском уезде на реце на Кутре»10. В 1491/92 гг. анало­гичную грамоту на ту же пустошь дал митрополиту Зосиме сын Ивана Григорьевича Гр. Ив. Киселев11. Известна позднейшая деревня Пертово при рч. Кутре (Бол. Кутре), правом притоке Оки, в 38 в. на северо-восток от Мурома, по левую сторону почтового тракта из г. Мурома в г. Нижний Новгород12. Перто­во находится на правом берегу Курты, в 2 км от ее устья.
В XV в. правобережье Оки было пустынным. Служилые люди опасались тут селиться, боясь татарских набегов. Абсо­лютное большинство актов второй половины XV в. свидетель­ствует о распространении феодального землевладения в левобережной части Муромского уезда. Чем же объясняется смелость И.Г. Каселева, взявшегося осваивать «митрополью» пустошь на правом берегу? Для начала допустим, что Иван Ки­селев летописей и Ив. Гр. Киселев записи на пуст. Пертовскую - одно и то же лицо. В этом случае интерес И.Г. Киселева к освоению пуст. Пертовской на правом берегу Оки можно свя­зать с фактом существования у него села на левом берегу. Ве­роятно, село располагалось недалеко от реки - иначе оно едва ли послужило бы ориентиром для указания в летописи места остановки Андрея Плещеева, Не исключено, что возле села имелась переправа через Оку, благодаря которой Иван Киселев был постоянно связан с правым берегом и стремился освоить там землю. Другими словами, село могло находиться напротив пуст. Пертовской. Пертовскую основал, скорее всего, сам Ки­селев, и только неблагоприятные условия владения ею, запус­тение земли вынудили его прибегнуть к патронату митрополичьего дома, признать собственность последнего на нее и получить ее обратно в качестве прекария. Кстати, пред­посылкой для заключения этой сделки мог быть победоносный поход русской рати на Казань весной 1469 г., после которого правобережье Оки стало на время более безопасным, чем в предшествующие годы.
В настоящее время на левом берегу Оки напротив Пертова находится селение Боровицыно в 30 (по прямой) - 35 км к се­веро-востоку от Мурома. Это известное в XIX в. владельческое село Боровицы (Фроловское) при оз. Краснове по левую сторо­ну Оки. Оно числилось тогда в 1-м ст. Гороховецкого уезда, находясь в 55 в. к юго-западу от Гороховца13, Село Боровичи «в Муромском уезде в Дубровском стану» было дано в 1564 г. в поместье «Богдану да Степану Матвеевым детем Опраксиным против их стародубского поместья»14.


Комментарии:

Князь Сергей Григорьевич Голицын был крупнейшим землевладельцем. Только во Владимирской губернии, в Муромском и Меленковском уездах он владел 6000 душ крестьян. В том числе, в Муромском уезде 3166 душ в селах и деревнях: Вача, Алтунино, Белогузово, Hижняя и Верхняя Березовка, Дьяково, Елемейка, Застава, Звягино, Искусово, Казаково, Кошкино, Красно, Красново, Курмыш, Липовка, Мартино, Мелешки, Михалево, Новошаново, Рылово, Урюпино, Чулково, Шишкино, Щедрино, Вечкино, Выборново, Ганино, Иголкино, Максаково, Мошково, Hехаиха, Перенки, Сколково, Соколово, Солнцово, Фёдоровка.


знакомое местечко. местные его блятской бугор окрестили ))




а вот этой часовенки уже нет. сгорела
Вандалы сожгли к сожалению - ни себе ни людям. А обрыв и полвека назад был Красной глиной.Это сейчас зона отдыха,смотровая площадка,шашлыки-башлыки,девочки на веселе готовые к приключениям. А когда -то и на трехпалубники типа Родина ,Москва,Максим Горький свободно проходили в буфет и покупали столичные лакомства и сигареты Друг за 30 копеек. с откидной крышкой и блестючей фольгой. Дорого однако было…

27.01.2013 в 23:49
Klukva x9 @ Волков Сергей
Очень интересно! Хочется там побывать. Надо заняться изучением окских берегов. ))
28.01.2013 в 12:29
Волков Сергей x1 @ Klukva
Действительно надо бы. А то мы больше знаем о Египте,Турции-а свое под боком оставляем на потом…Что только стоит Княжа гора и другие курганы на побережье,от которых веет древностью.

М-да… Неделю назад был в Муроме… Приехал со стороны Владимира, туда же и вернулся…(((
29.01.2013 в 21:25
Klukva x9 @ Сирота
Эх.. Совсем рядом был! ;)
29.01.2013 в 21:39
Сирота x0 @ Klukva
Ну, какие наши годы! Буду! ))))
29.01.2013 в 22:54
Klukva x9 @ Сирота
Приезжай! Всегда ждем! ))
30.01.2013 в 04:18
Сирота x0 @ Klukva
Спасибо! )))

Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).


Волков Сергей x1



Основная часть позади -пенсионер



Друзья


Найти друзей