24.09
11:02
Из истории пгт Вача
Бори́с (Илья) Ива́нович Моро́зов (1590—1 ноября 1661) — русский боярин, один из крупнейших землевладельцев своего времени, воспитатель царя Алексея Михайловича.
В 1615 году Морозов был взят «на житьё» во дворец. В 1634 году возведён в бояре и назначен «дядькой» к царевичу Алексею Михайловичу. Он стал ещё ближе к молодому царю, когда женился на сестре царицы Анне Ильиничне Милославской. До конца жизни Морозов оставался самым близким и влиятельным человеком при царском дворе. Современники характеризовали его как человека умного и опытного в государственных делах, проявляющего интерес к западному просвещению. Вероятно этот интерес он сумел привить и своему воспитаннику.
Тёмным пятном в биографии Морозова являются злоупотребления, послужившие одной из причин Соляного бунта 1648 года. В это время Морозов был начальником нескольких важных приказов (Большой Казны и др.). Насколько он был лично виновен в злоупотреблениях, установить трудно, возможно его покровительством пользовались недобросовестные люди, и против него направилось народное негодование. Царь вынужден был удалить своего любимца, — Морозов был выслан в Кирилло-Белозерский монастырь. Это, правда, не изменило отношения Алексея Михайловича к Морозову, которого он вскоре возвращает в Москву.
По возвращении Морозов не занимал официального положения во внутреннем управлении вероятно потому, что царь хотел выполнить данное народу обещание. Несмотря на это Морозов все время был при царе, во время военных походов царя он неизменно получал высшее военное назначение. Когда Морозов умер в 1661 году, царь лично отдал последний долг покойному в церкви вместе с другими.
У Морозова не было наследников, и после смерти всё состояние перешло к его брату Глебу, который, однако, тоже вскорости умер. Всё совместное состояние досталось малолетнему сыну Глеба, а фактически — перешло в руки его матери — боярыне Феодосии Морозовой, известной своей старообрядческой деятельностью.
Из многочисленных источников мы знаем ,что знаменитой боярине достались баснословные владения и в Вачском районе ,но судьба жестоко покарала за веру…Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. В одном из многочисленных имений Морозовых — подмосковном селе Зюзино, была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье».Из истории мы знаем,что она покровительствовала старообрядцам.Может поэтому хорошо развивалось старообрядство и Вачском районе,в деревне Федурино и округе,культовые места на "княже"горе у дер.Красно…После революции ,в начале, началось гонения на старообрядчество .Большинство промышленников и купцов примыкало к ней и там было многое чего конфисковывать из ценностей.. Ну а потом и за православие взялись.Рассказывает Устюгов, как в стародавние годы на реке на Оке, в Стародубской стороне[518 - Стародубье, Стародубская сторона – в восточной части Владимирской губернии..
Через несколько времени Данила Филиппович является в окрестностях Стародуба, находившегося в тогдашнем Муромском уезде. В Стародубской волости, в приходе Егорьевском, говорят хлысты, на Гору Городину…
Гора Городина Муромского уезда, близ деревни Михалиц, на правой стороне Оки, верстах в трех от нее и верстах в пятнадцати от известного села Павлова (в старину Павлов перевоз), Горбатовского уезда, Нижегородской губернии.), на горе Вородыне явился «верховный гость», богатый богатина Данило Филиппыч, и как жил он потом в деревне Старовой, в верховой Костромской стороне (Деревня Старово на левой стороне Волги, верстах в пятнадцати от нее и верстах в двадцати от Костромы в приходе села Криушева. На погосте Криушева и схоронен Данило Филиппыч; на могилу его хлысты ходили на поклонение. Незадолго до пятидесятых годов нашего столетия умерла последняя в роде Данилы Филиппыча Устинья Васильевна. Хлысты ее называли «богинею». Данило Филиппыч был из беглых «солдат иноземного строя».), поучая к нему приходивших, Так пришел он однажды на Волгу, а народу было тут многое множество. И шли середь людей великие споры о том, которые книги лучше; старые или новые, Никоном печатанные.
И спросили люди богатого богатину: «По каким книгам велишь молиться нам? Старые опорочены, новые многим сумнительны». И собрал Данило Филиппыч старые книги и новые, побросал все в Волгу реку и такие слова божьим людям сказал: «Ни старых, ни новых книг не приемлите, да и грамота вся и ученья вам ненадобны. Есть у вас писание. Писано оно не на бумаге, не на хартии, не на скрижалях золотых или каменных, а на скрижалях сердец ваших. Что на сердцах ваших напишется, то прорицайте на радениях, и что ни скажете в восторге неизглаголанном, то и будь вам законом и заповедьми. Будучи в восторге, сам своих слов не поймешь и не услышишь их, зато другим они будут поучением».
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором». Вот она часовня сооруженная над ямой в городе Боровске на крутой и высокой горе с которой их потом и скидывали в сторону реки как богонеугодных на сьедение собакам . До того крутой склон ,что стоять на краю жутко и в наше время.Вот как описывают;По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 (21) сентября1675 года[1] от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 2 (12) ноября1675 года.
Естественно ,после опалы,Морозовой владения были переданы новым фаворитам Романовых и служивым людям..наследникам
img.nnov.org/data/myupload/4/100/4100661/100-1837.jpgВ Т Долгорукому,Черкасову,В Г Ромодановскому,
Троекурову … При освоении этих территорий помещики переселяли своих крепостных из многих других губерний России, поэтому здесь наблюдается большая пестрота говоров, особенностей традиционных костюмов, праздников и обрядов Привлеченным на пожизненную военную службу считалось и дворянство—командный состав, который был поверстан поместьями—деревнями и угодиями. «Верстанье» происходило с учетом знатности рода и заслуг и колебалось в очень широких размерах — от трех-четырех крестьянских дворов до десятков селений.
Однако в XVI—XVII веках крестьяне закреплялись за служилыми людьми «в кормление»—на время службы и лишь в редких случаях давались «в вотчину»—закреплялись за владельцами и их родом.
Вачский пруд "Цимлян" на речке Вачке на закате.В вотчинах иногда беглых крестьян гораздо более, чем в поместьях.
В вотчине Ивана Петровича Шереметьева в 11 населённых пунктах це лых 52 двора пустых, и только 21 двор имеет жителей. И в вотчине его ЧАСТЬ 1. МУРОМО-СЕЛИВАНОВСКИЙ КРАЙ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН родственника Григория Ондреева сына Плещеева немало беглых, при чём они не скрывают своих новых мест. «Бориско Фролов бегает, живёт в стародубье вотцком… Васка Исаков сын Скомороха бегает, живёт в ос ташковском уезде за князь Васильевской княгиней Мисальского… Бо риска бегает, живёт в стародубье вотцком.., Ульянко бегает, живёт в (Ар замасском уезде…, Тимошка Савельев бегает живёт в Троицкой вотчине в с. Чеадаеве в наймех…, Екимка умер, а после ево остался сын Сенка.
Живёт, бегает де в Муромском уезде в деревне Бабурине»68. Беглые не значит, что они убежали, просто они по старинке ещё пользуются пра вом Юрьева дня и переходят к новому помещику, который предлагает им лучшие условия.
Былое Вачи,еще в черно -белом варианте..Ну не было еще цветных пленок и фотобумаг.Это все будет впереди…
Районный Дворец Культуры 2011 годИнтересно описание вотчины Симонова монастыря. «Вотчина Успе ния Пречистой Богородицы Симонова монастыря, что на Москве, что ку пил Симонова монастыря архимадрит Филофей з братьею у Левонтья да у Олферья да у Пятонки Фёдоровых детей Федотьева и у их брата и у племянника в лето 7039 году (1531) село Загарино - Оленино тожь на речке Енде. А в нём церковь Успение Пречистой Богородицы. А в церкви образы и строение мирское. А книги и ризы и всякое строение церковное попа Петра, да два колокола один полтрея пуда, другой дватцать пять гри венок, попово же»92.1531 год.
Это самое древнее упоминание о поселени ях в Дубровском стане в писцовых и межевых книгах. Интересно также, что строили храм сами миряне, а церковный дом с постройками, и книги богослужебные, и облачения церковные были самого священника Петра ЗЕМЛЯ ПРИОКСКАЯ-БЫЛИННАЯ Ондреева. Село находилось за рекой Окой и было достаточно крупным.
При нём было 6 келий для нищих, которые питались от церкви Божией.
Округа села Арефино Вачского района (бывший погост Озяблицкий).Один из самых знатных и древних родов русского дворянства – князей Голицыных – связан с Муромом по крайней мере еще с XVII века, когда в Писцовых книгах 1636/37 годов в муромском кремле обозначено место двора «боярина князя Ивана Васильевича Голицына»[1]. К середине XIX века Голицыны владели в Муромском и Меленковском уездах шестью тысячами душ крестьян. Только в селе Ваче Муромского уезда им принадлежало 3166 душ; остальные распределялись по деревням Алтунино, Арефино, Белогузово,Вечкино, Верхняя Березовка, Выборново, Высоково, Ганино, Деревнищи,Дьяково, Елемейка (Елемятка?), Жайское, Зандомская слобода, Застава,Звягина, Зяблицкий погост, Иголкино, Искусово, Казаково, Кожинка, Колдино, Кошкино, Красново, Кряжей, Курмыш, Липовка, Максаково, Мартино,Мелешкино, Михалево, Мошково, Мякишево, Нехайка (Нехаиха?), Нижняя Березовка, Hовошаново, Павликово, Перенки, Пожоги, Подзиково, Рыково (Рылово?), Сколково, Солнцово (Солнцево?), Урюпино, Федоровка, Чулково,Шишкино, Щедрино, Яковлево[2].
Неподалеку от деревни Чулково был хутор, где в 1870-е годы любил отдыхать и работать один из Голицыных – молодой князь Лев Сергеевич. Здесь и началась необыкновенная история, круто изменившая всю его жизнь.
Вот куда любил приезжать князь Голицын,пока загадка…Барской усадьбы не осталось -а может и не искали совсем.Приходится догадываться,что не подалеку от Чулкова хутор был,где любил отдыхать и работать…..Но судя по владениям лично его,а не семьи Голицыных это было Высоково..Это сейчас там в зиму остаются 3-5 человек позабытых ,позаброшенных(олимпиады,спартакиады нашим правителям сейчас важней),а когда то там жизнь бурлила с необычной красотой местной церкви,которой позавидовала бы и столица-Москва.
Муромский уезд
С. Жайское, д. Мякишево, Сколново, Кожинка
В 1859 г. - 404 д.м.п. крестьян, 115 дворов, 150 дес. земли
Ал. Ник. (1834-1868) и Ник. Ник. (1824-?)
С. Красное с 3 селами и 43 дд.
С. Зяблицкий погост
В 1859 г. - 5846 д.м.п. крестьян, 1880 дворов, 7205 дес. земли
В 1859 г. - 347 д.м.п. крестьян, 7 дворов, 77 дес. земли
Серг. Григ. "Фирс" (1803-1868)
С. Поздняково с дд. Епифаново, Ефремово, Петряево
В 1859 г. - 942 д.м.п. крестьян, 27 дворовых, 200 дворов, 7205 дес. земли
Серг. Мих. (1774-1859)
Мих. Алдр. (1804-1860)
Серг. Мих. (1843-1915)
Вот и гадай село Красное с 3 селами и 43 деревнями лично Сергея Григорьевича или как в его тусовке с кликухой Фирс……И в Зяблицком погосте у него не мало -почти 6 тысяч крестьян…
→ Из истории пгт Вача
Оставить комментарий
Записи по тегам
Алексей Степанов.
Вача
Вача. А.Железнов
Кондратовы
Левитан
Мордва Вацкая
Москва-река в подмосковье..
Озеро Пурешево Вачский район
Пожарские
Пос Вача
Пос.Вача. Вачский район
Старая Муромская дорога.
Стародуб -Воцкий
Стародубовоцкий перевоз
Стародубские.
Церковь села Жайское
бунтари 1905 года
город Стародуб
княжество Стародуб-Вочский
писатель Короленко село Вача дневник Короленко