21.12
22:07
В древне(или старо-?)русской литературе имеется…
В древне(или старо-?)русской литературе имеется один весьма известный литературный памятник, носящей название "Повесть о Савве Грудцине", представляющий из себя историю о похождениях в первой трети 17 века купеческого сына Саввы, соблазнённого развратной замужней женщиной и впавшего в грех, спутавшегося впоследствии с бесом и вместе с ним путешествующего - как Фауст! - по тогдашней России. В повести имеется такой эпизод:
В Козмодемьянске они пробыли несколько дней, после чего бес вновь повел Савву с собой, и за одну ночь они очутились на Оке в селе Павлов Перевоз. Прибыли они туда в четверг, а по четвергам там устраивался большой торг. Они стали ходить среди торгующих, и тут Савва увидел старого нищего в неприглядном рубище. Нищий в упор смотрел на Савву и плакал. Савва отошел немного от беса и приблизился к тому старцу, намереваясь узнать причину его слез.
- Отчего ты, отец, так неутешно плачешь?
- Плачу я, дитя, о твоей погибшей душе, - ответил нищий. - Ты и не знаешь, что погубил ее и сам отдал себя дьяволу! Знаешь ли ты, с кем ходишь и кого братом называешь? То не человек, а дьявол, и ведет он тебя в пропасть адскую!
Когда он так сказал, Савва обернулся на "брата" и увидел, что тот стоит поодаль, грозит ему и зубами скрежещет. Савва побыстрее оставил старца и вернулся к бесу.
Есть несколько объяснений того, почему герои повести оказались вдруг не в Москве, не в Новгороде Великом или Ростове Великом и т.д., т.е. в местах известных и знаменитых, а в довольно захудалом всё же селе Павлов Перевоз, одно из них основывается на бурно цветущей в этих местах хлыстовской ереси; возможно, этой темы и придётся впоследствии коснуться. Однако, в данный момент важно следующее: большой торг в названном селе проводился на местном базаре у берега Оки, прямо над которым на холме должен бы возвышаться Павловский острог.
В Козмодемьянске они пробыли несколько дней, после чего бес вновь повел Савву с собой, и за одну ночь они очутились на Оке в селе Павлов Перевоз. Прибыли они туда в четверг, а по четвергам там устраивался большой торг. Они стали ходить среди торгующих, и тут Савва увидел старого нищего в неприглядном рубище. Нищий в упор смотрел на Савву и плакал. Савва отошел немного от беса и приблизился к тому старцу, намереваясь узнать причину его слез.
- Отчего ты, отец, так неутешно плачешь?
- Плачу я, дитя, о твоей погибшей душе, - ответил нищий. - Ты и не знаешь, что погубил ее и сам отдал себя дьяволу! Знаешь ли ты, с кем ходишь и кого братом называешь? То не человек, а дьявол, и ведет он тебя в пропасть адскую!
Когда он так сказал, Савва обернулся на "брата" и увидел, что тот стоит поодаль, грозит ему и зубами скрежещет. Савва побыстрее оставил старца и вернулся к бесу.
Есть несколько объяснений того, почему герои повести оказались вдруг не в Москве, не в Новгороде Великом или Ростове Великом и т.д., т.е. в местах известных и знаменитых, а в довольно захудалом всё же селе Павлов Перевоз, одно из них основывается на бурно цветущей в этих местах хлыстовской ереси; возможно, этой темы и придётся впоследствии коснуться. Однако, в данный момент важно следующее: большой торг в названном селе проводился на местном базаре у берега Оки, прямо над которым на холме должен бы возвышаться Павловский острог.
Оставить комментарий
Записи по тегам
Алексей Степанов.
Вача
Вача. А.Железнов
Кондратовы
Левитан
Мордва Вацкая
Москва-река в подмосковье..
Озеро Пурешево Вачский район
Пожарские
Пос Вача
Пос.Вача. Вачский район
Старая Муромская дорога.
Стародуб -Воцкий
Стародубовоцкий перевоз
Стародубские.
Церковь села Жайское
бунтари 1905 года
город Стародуб
княжество Стародуб-Вочский
писатель Короленко село Вача дневник Короленко