06.04
00:29
Художник Левитан с любимой женщиной...
Вот что пишет Вячеслав Федоров о прикольном пребывании Левитана в селе Чулково Вачского района…Неужели люди там такие дикие были? Кстати,сам Левитан перед смертью уничтожил все свои записи и письма и попросил об этом близких.. Жаль однако. Не узнаем подробности его посещения у него самого..
И все-таки Волга «зацепила» Левитана. Может быть, в Васильсурске навевало ему тоску одиночество, а теперь он отправился в путешествие с любимой женщиной, Софьей Кувшинниковой, которая восемь лет кряду была его музой, и товарищем - художником Алексеем Степановым. Весной 1888 года все трое сели на пароход в Рязани и отправились в плавание по Оке. Биографы художника утверждают, что целью поездки был Плес, но здесь можно и посомневаться.
Есть же воспоминания Кувшинниковой об одном эпизоде, который случился с ними в селе Чулкове, где первоначально решили задержаться художники. Сегодня это Вачский район нашей области.Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890).
Восемь лет мне довелось быть ученицей, товарищем по охоте и другом Левитана. Восемь лет, посвященных практическому изучению природы под руководством Левитана, — это выше всякой школы (С.П. Кувшинникова)[7].
«…Пробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. Очень уж дико отнеслось к нам население, никогда не видевшее у себя «господ». Они ходили за нами толпой и разглядывали, как каких-то ацтеков, ощупывали нашу одежду и вещи. Когда же мы принялись за этюды, село не в шутку переполошилось.
- Зачем господа списывают наши дома, овраги и поля? К добру ли это и не было бы какого худа?
Собрался сход, почему-то даже стали называть нас: лихие господа…
Все это действовало на нервы, и мы поспешили уехать. Спустились до Нижнего, перебрались на другой пароход и стали подниматься по Волге, но все-таки как-то не тянуло нигде приставать…
Наконец добрались до Плеса».
Так что успели лихие люди набросать и нарисовать при остановке в красивом месте на высоком берегу села Чулкова? Но там же были и господские дома ,и видные люди того времени в ближайшей округе и сельцо было с господским домом.
Да,странно….Вот нашел,как Константин Паустовский описывает пребывание Исаака Левитана в Чулкове…Жаль,темные были в недалеком прошлом люди,даже на водном пути Оки в Чулкове,что уж говорить про глубинку Муромских лесов..Не дали порисовать…
…. На пристани в Чулкове к Левитану подошел низкий старик с вытекшим
глазом. Он нетерпеливо потянул Левитана за рукав чесучового пиджака и долго
мял шершавыми пальцами материю.
- Тебе чего, дед? - спросил Левитан.
- Суконце, - сказал дед и икнул. - Суконцем охота полюбоваться. Ишь
скрипит, как бабий волос. А это кто, прости господи, жена, что ли? - Дед
показал на Кувшинникову. Глаза его стали злыми.
- Жена, - ответил Левитан.
- Та-ак, - зловеще сказал дед и отошел. - Леший вас разберет, что к
чему, зачем по свету шляетесь.
Встреча не предвещала ничего хорошего. Когда на следующее утро Левитан
с Кувшинниковой сели на косогоре и раскрыли ящики с красками, в деревне
началось смятение. Бабы зашмыгали из избы в избу. Мужики, хмурые, с соломой
в волосах, распояской, медленно собирались на косогор, садились поодаль,
молча смотрели на художников. Мальчишки сопели за спиной, толкали друг друга
и переругивались.
Беззубая баба подошла сбоку, долго смотрела на Левитана и вдруг ахнула:
- Господи Сусе Христе, что ж эго ты делаешь, охальник?
Мужики зашумели, Левитан сидел бледный, но сдержался и решил
отшутиться.
- Не гляди, старая, - сказал он бабе, - глаза лопнут.
- У-У У> бесстыжий, - крикнула баба, высморкалась в подол и пошла к
мужикам. Там уже трясся, опираясь на посох, слезливый монашек, неведомо
откуда забредший в Чулково и прижившийся при тамошней церкви.
- Лихие люди! - выкрикивал он вполголоса. - Чего делают - непонятно.
Планы с божьих лугов снимают. Не миновать пожару, мужички, не миновать бяды.
- Сход! - крикнул старик с вытекшим глазом. - Нету у нас заведения
картинки с бабами рисовать! Сход!
Пришлось собрать краски и уйти.
В тот же день Левитан с Кувшинннковой уехали из слободы. Когда они шли
к пристани, около церкви гудел бестолковый сход и были слышны визгливые
выкрики монашка:
- Лихие люди. Некрещеные. Баба с открытой головой ходит.
Кувшинникова не носила ни шляпы, ни платка.
Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до
Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на
берега - искал места для этюдов.
А так описывал К.Паустовский о Левитане в Чулково…Правда мне непонятно годы судя про церковь "Летом 1897 года здесь освящена отдельная церковь,устроенная на средства купца Тулупова""".Значит не совсем дикие были-купцов своих имели и выходит две церкви ,судя по датам…. Вторая поездка на Волгу была удачнее первой. Левитан поехал не один, а
с художницей Кувшинниковой. Эта наивная, трогательно любившая Левитана жен
щина была описана Чеховым в рассказе "Попрыгунья". Левитан жестоко
обиделся на Чехова за этот рассказ. Дружба была сорвана, а примирение шло
туго и мучительно. До конца жизни Левитан не мог простить Чехову этого
рассказа.
Левитан уехал с Кувшинниковой в Рязань, а оттуда спустился на пароходе
вниз по Оке до слободы Чулково. В слободе он решил остановиться.
Солнце садилось в полях за глинистым косогором. Мальчишки гоняли
красных от заката голубей. На луговом берегу горели костры, в болотах угрюмо
гудели выпи.
В Чулкове было соединено все, чем славилась Ока, - вся прелесть этой
реки, "поемистой, дубравной, в раздолье муромских песков текущей царственно,
блистательно и плавно, в виду почтенных берегов".
Ничто лучше этих стихов Языкова не передает очарования ленивой Оки.
На пристани в Чулкове к Левитану подошел низкий старик с вытекшим
глазом. Он нетерпеливо потянул Левитана за рукав чесучового пиджака и долго
мял шершавыми пальцами материю.
- Тебе чего, дед? - спросил Левитан.
- Суконце, - сказал дед и икнул. - Суконцем охота полюбоваться. Ишь
скрипит, как бабий волос. А это кто, прости господи, жена, что ли? - Дед
показал на Кувшинникову. Глаза его стали злыми.
- Жена, - ответил Левитан.
- Та-ак, - зловеще сказал дед и отошел. - Леший вас разберет, что к
чему, зачем по свету шляетесь.
Встреча не предвещала ничего хорошего. Когда на следующее утро Левитан
с Кувшинниковой сели на косогоре и раскрыли ящики с красками, в деревне
началось смятение. Бабы зашмыгали из избы в избу. Мужики, хмурые, с соломой
в волосах, распояской, медленно собирались на косогор, садились поодаль,
молча смотрели на художников. Мальчишки сопели за спиной, толкали друг друга
и переругивались.
Беззубая баба подошла сбоку, долго смотрела на Левитана и вдруг ахнула:
- Господи Сусе Христе, что ж эго ты делаешь, охальник?
Мужики зашумели, Левитан сидел бледный, но сдержался и решил
отшутиться.
- Не гляди, старая, - сказал он бабе, - глаза лопнут.
- У-У У> бесстыжий, - крикнула баба, высморкалась в подол и пошла к
мужикам. Там уже трясся, опираясь на посох, слезливый монашек, неведомо
откуда забредший в Чулково и прижившийся при тамошней церкви.
- Лихие люди! - выкрикивал он вполголоса. - Чего делают - непонятно.
Планы с божьих лугов снимают. Не миновать пожару, мужички, не миновать бяды.
- Сход! - крикнул старик с вытекшим глазом. - Нету у нас заведения
картинки с бабами рисовать! Сход!
Пришлось собрать краски и уйти.
В тот же день Левитан с Кувшинннковой уехали из слободы. Когда они шли
к пристани, около церкви гудел бестолковый сход и были слышны визгливые
выкрики монашка:
- Лихие люди. Некрещеные. Баба с открытой головой ходит.
Кувшинникова не носила ни шляпы, ни платка.
Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до
Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на
берега - искал места для этюдов.
Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на
усталость. Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни
живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.
Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь,
рубленную из сосновых кряжей. Она чернела на зеленом небе, и первая звезда
горела над ней, переливаясь и блистая.
В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на
пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил
остаться в Плесе.
С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.
Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только
колокольный звон и мычание стада, а по ночам - колотушки сторожей. По
уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. В домах за
кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.
Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. Русское лето, чем ближе к
осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. Уже в августе розовеет
листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят
облака, покрытые жарким румянцем.
Хандра прошла. Было стыдно даже вспоминать о ней.
Каждый день приносил трогательные неожиданности - то подслеповатая
старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый
пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их
нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая
соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжелую долю. Ее
Левитан прозвал Катериной из "Грозы" Островского. Он решил вместе с
Кувшинниковой помочь Катерине бежать из Плеса, от постылой семьи. Бегство
обсуждалось в роще за городом. Кувшинникова шепталась с Катериной, а Левитан
лежал на краю рощи и предупреждал женщин об опасности тихим свистом.
Катерине удалось бежать.
До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ,
населявший эту большую страну, был ему непонятен. Кого он знал? Грубого
училищного сторожа "Нечистую силу", трактирных половых, наглых коридорных из
меблированных комнат, диких чулковских мужиков. Он часто видел злобу, грязь,
тупую покорность, презрение к себе, к еврею.
Да и Некрасовские имения были не подалеку на высоком берегу реки Оки .
Как вам вид на реку Оку в Чулково художника Левитана тогда и сегодня с той самой точки…По видеммому рисовал вечером ,когда приехали с Рязани ? На утро они уже рисовали дома,овраги недалеко от церкви,расположившись на бугре…..Жаль прогнали,а то бы рисовал не в Плесе виды окресностей Чулкова.
Да нет,не дикий был тут край - скажем тот самый секундант Лермонтова Сергей Трубецкой со своей любовницей рядом в своем сельце доживал свой век под негласные отчеты царю жандармского управления.Указывают же,что ведет себя смирно ,часто ходит да и всегда вместе со своей экономкой в местную церковь,гуляет там по Перемиловым горам и много других отчетов.Значит царь следил за балагуром до самой смерти.Да и похоронен он там в Яковцеве у церкви.А экономка сразу же уехала.И много других знаменитых людей жило там в округе….А так описывал К.Паустовский о Левитане в Чулково…Правда мне непонятно годы судя про церковь "Летом 1897 года здесь освящена отдельная церковь,устроенная на средства купца Тулупова""".Значит не совсем дикие были-купцов своих имели и выходит две церкви ,судя по датам…. Вторая поездка на Волгу была удачнее первой. Левитан поехал не один, а
с художницей Кувшинниковой. Эта наивная, трогательно любившая Левитана жен
щина была описана Чеховым в рассказе "Попрыгунья". Левитан жестоко
обиделся на Чехова за этот рассказ. Дружба была сорвана, а примирение шло
туго и мучительно. До конца жизни Левитан не мог простить Чехову этого
рассказа.
Левитан уехал с Кувшинниковой в Рязань, а оттуда спустился на пароходе
вниз по Оке до слободы Чулково. В слободе он решил остановиться.
Солнце садилось в полях за глинистым косогором. Мальчишки гоняли
красных от заката голубей. На луговом берегу горели костры, в болотах угрюмо
гудели выпи.
В Чулкове было соединено все, чем славилась Ока, - вся прелесть этой
реки, "поемистой, дубравной, в раздолье муромских песков текущей царственно,
блистательно и плавно, в виду почтенных берегов".
Ничто лучше этих стихов Языкова не передает очарования ленивой Оки.
На пристани в Чулкове к Левитану подошел низкий старик с вытекшим
глазом. Он нетерпеливо потянул Левитана за рукав чесучового пиджака и долго
мял шершавыми пальцами материю.
- Тебе чего, дед? - спросил Левитан.
- Суконце, - сказал дед и икнул. - Суконцем охота полюбоваться. Ишь
скрипит, как бабий волос. А это кто, прости господи, жена, что ли? - Дед
показал на Кувшинникову. Глаза его стали злыми.
- Жена, - ответил Левитан.
- Та-ак, - зловеще сказал дед и отошел. - Леший вас разберет, что к
чему, зачем по свету шляетесь.
Встреча не предвещала ничего хорошего. Когда на следующее утро Левитан
с Кувшинниковой сели на косогоре и раскрыли ящики с красками, в деревне
началось смятение. Бабы зашмыгали из избы в избу. Мужики, хмурые, с соломой
в волосах, распояской, медленно собирались на косогор, садились поодаль,
молча смотрели на художников. Мальчишки сопели за спиной, толкали друг друга
и переругивались.
Беззубая баба подошла сбоку, долго смотрела на Левитана и вдруг ахнула:
- Господи Сусе Христе, что ж эго ты делаешь, охальник?
Мужики зашумели, Левитан сидел бледный, но сдержался и решил
отшутиться.
- Не гляди, старая, - сказал он бабе, - глаза лопнут.
- У-У У> бесстыжий, - крикнула баба, высморкалась в подол и пошла к
мужикам. Там уже трясся, опираясь на посох, слезливый монашек, неведомо
откуда забредший в Чулково и прижившийся при тамошней церкви.
- Лихие люди! - выкрикивал он вполголоса. - Чего делают - непонятно.
Планы с божьих лугов снимают. Не миновать пожару, мужички, не миновать бяды.
- Сход! - крикнул старик с вытекшим глазом. - Нету у нас заведения
картинки с бабами рисовать! Сход!
Пришлось собрать краски и уйти.
В тот же день Левитан с Кувшинннковой уехали из слободы. Когда они шли
к пристани, около церкви гудел бестолковый сход и были слышны визгливые
выкрики монашка:
- Лихие люди. Некрещеные. Баба с открытой головой ходит.
Кувшинникова не носила ни шляпы, ни платка.
Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до
Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на
берега - искал места для этюдов.
Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на
усталость. Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни
живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.
Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь,
рубленную из сосновых кряжей. Она чернела на зеленом небе, и первая звезда
горела над ней, переливаясь и блистая.
В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на
пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил
остаться в Плесе.
С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.
Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только
колокольный звон и мычание стада, а по ночам - колотушки сторожей. По
уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. В домах за
кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.
Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. Русское лето, чем ближе к
осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. Уже в августе розовеет
листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят
облака, покрытые жарким румянцем.
Хандра прошла. Было стыдно даже вспоминать о ней.
Каждый день приносил трогательные неожиданности - то подслеповатая
старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый
пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их
нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая
соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжелую долю. Ее
Левитан прозвал Катериной из "Грозы" Островского. Он решил вместе с
Кувшинниковой помочь Катерине бежать из Плеса, от постылой семьи. Бегство
обсуждалось в роще за городом. Кувшинникова шепталась с Катериной, а Левитан
лежал на краю рощи и предупреждал женщин об опасности тихим свистом.
Катерине удалось бежать.
До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ,
населявший эту большую страну, был ему непонятен. Кого он знал? Грубого
училищного сторожа "Нечистую силу", трактирных половых, наглых коридорных из
меблированных комнат, диких чулковских мужиков. Он часто видел злобу, грязь,
тупую покорность, презрение к себе, к еврею.
Один вид Княжей горы или Городины чего стоит- не зря же течение верующих хлыстов облюбовали эту гору еще несколько веков назад и шли к ней на поклонение со всей Руси….
Был я у Левитана в мастерской. Это лучший русский пейзажист, но, представьте, уже нет молодости. Пишет уже не молодо, а бравурно…
Я думаю, что его истаскали бабы. Эти милые создания дают любовь, а берут у мужчины немного: только молодость…
Антон Павлович Чехов.
1895 год, 19 января.
35 лет.
из Записных книжек.
И все-таки Волга «зацепила» Левитана. Может быть, в Васильсурске навевало ему тоску одиночество, а теперь он отправился в путешествие с любимой женщиной, Софьей Кувшинниковой, которая восемь лет кряду была его музой, и товарищем - художником Алексеем Степановым. Весной 1888 года все трое сели на пароход в Рязани и отправились в плавание по Оке. Биографы художника утверждают, что целью поездки был Плес, но здесь можно и посомневаться.
Есть же воспоминания Кувшинниковой об одном эпизоде, который случился с ними в селе Чулкове, где первоначально решили задержаться художники. Сегодня это Вачский район нашей области.Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890).
Восемь лет мне довелось быть ученицей, товарищем по охоте и другом Левитана. Восемь лет, посвященных практическому изучению природы под руководством Левитана, — это выше всякой школы (С.П. Кувшинникова)[7].
«…Пробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. Очень уж дико отнеслось к нам население, никогда не видевшее у себя «господ». Они ходили за нами толпой и разглядывали, как каких-то ацтеков, ощупывали нашу одежду и вещи. Когда же мы принялись за этюды, село не в шутку переполошилось.
- Зачем господа списывают наши дома, овраги и поля? К добру ли это и не было бы какого худа?
Собрался сход, почему-то даже стали называть нас: лихие господа…
Все это действовало на нервы, и мы поспешили уехать. Спустились до Нижнего, перебрались на другой пароход и стали подниматься по Волге, но все-таки как-то не тянуло нигде приставать…
Наконец добрались до Плеса».
Так что успели лихие люди набросать и нарисовать при остановке в красивом месте на высоком берегу села Чулкова? Но там же были и господские дома ,и видные люди того времени в ближайшей округе и сельцо было с господским домом.
Да,странно….Вот нашел,как Константин Паустовский описывает пребывание Исаака Левитана в Чулкове…Жаль,темные были в недалеком прошлом люди,даже на водном пути Оки в Чулкове,что уж говорить про глубинку Муромских лесов..Не дали порисовать…
…. На пристани в Чулкове к Левитану подошел низкий старик с вытекшим
глазом. Он нетерпеливо потянул Левитана за рукав чесучового пиджака и долго
мял шершавыми пальцами материю.
- Тебе чего, дед? - спросил Левитан.
- Суконце, - сказал дед и икнул. - Суконцем охота полюбоваться. Ишь
скрипит, как бабий волос. А это кто, прости господи, жена, что ли? - Дед
показал на Кувшинникову. Глаза его стали злыми.
- Жена, - ответил Левитан.
- Та-ак, - зловеще сказал дед и отошел. - Леший вас разберет, что к
чему, зачем по свету шляетесь.
Встреча не предвещала ничего хорошего. Когда на следующее утро Левитан
с Кувшинниковой сели на косогоре и раскрыли ящики с красками, в деревне
началось смятение. Бабы зашмыгали из избы в избу. Мужики, хмурые, с соломой
в волосах, распояской, медленно собирались на косогор, садились поодаль,
молча смотрели на художников. Мальчишки сопели за спиной, толкали друг друга
и переругивались.
Беззубая баба подошла сбоку, долго смотрела на Левитана и вдруг ахнула:
- Господи Сусе Христе, что ж эго ты делаешь, охальник?
Мужики зашумели, Левитан сидел бледный, но сдержался и решил
отшутиться.
- Не гляди, старая, - сказал он бабе, - глаза лопнут.
- У-У У> бесстыжий, - крикнула баба, высморкалась в подол и пошла к
мужикам. Там уже трясся, опираясь на посох, слезливый монашек, неведомо
откуда забредший в Чулково и прижившийся при тамошней церкви.
- Лихие люди! - выкрикивал он вполголоса. - Чего делают - непонятно.
Планы с божьих лугов снимают. Не миновать пожару, мужички, не миновать бяды.
- Сход! - крикнул старик с вытекшим глазом. - Нету у нас заведения
картинки с бабами рисовать! Сход!
Пришлось собрать краски и уйти.
В тот же день Левитан с Кувшинннковой уехали из слободы. Когда они шли
к пристани, около церкви гудел бестолковый сход и были слышны визгливые
выкрики монашка:
- Лихие люди. Некрещеные. Баба с открытой головой ходит.
Кувшинникова не носила ни шляпы, ни платка.
Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до
Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на
берега - искал места для этюдов.
А так описывал К.Паустовский о Левитане в Чулково…Правда мне непонятно годы судя про церковь "Летом 1897 года здесь освящена отдельная церковь,устроенная на средства купца Тулупова""".Значит не совсем дикие были-купцов своих имели и выходит две церкви ,судя по датам…. Вторая поездка на Волгу была удачнее первой. Левитан поехал не один, а
с художницей Кувшинниковой. Эта наивная, трогательно любившая Левитана жен
щина была описана Чеховым в рассказе "Попрыгунья". Левитан жестоко
обиделся на Чехова за этот рассказ. Дружба была сорвана, а примирение шло
туго и мучительно. До конца жизни Левитан не мог простить Чехову этого
рассказа.
Левитан уехал с Кувшинниковой в Рязань, а оттуда спустился на пароходе
вниз по Оке до слободы Чулково. В слободе он решил остановиться.
Солнце садилось в полях за глинистым косогором. Мальчишки гоняли
красных от заката голубей. На луговом берегу горели костры, в болотах угрюмо
гудели выпи.
В Чулкове было соединено все, чем славилась Ока, - вся прелесть этой
реки, "поемистой, дубравной, в раздолье муромских песков текущей царственно,
блистательно и плавно, в виду почтенных берегов".
Ничто лучше этих стихов Языкова не передает очарования ленивой Оки.
На пристани в Чулкове к Левитану подошел низкий старик с вытекшим
глазом. Он нетерпеливо потянул Левитана за рукав чесучового пиджака и долго
мял шершавыми пальцами материю.
- Тебе чего, дед? - спросил Левитан.
- Суконце, - сказал дед и икнул. - Суконцем охота полюбоваться. Ишь
скрипит, как бабий волос. А это кто, прости господи, жена, что ли? - Дед
показал на Кувшинникову. Глаза его стали злыми.
- Жена, - ответил Левитан.
- Та-ак, - зловеще сказал дед и отошел. - Леший вас разберет, что к
чему, зачем по свету шляетесь.
Встреча не предвещала ничего хорошего. Когда на следующее утро Левитан
с Кувшинниковой сели на косогоре и раскрыли ящики с красками, в деревне
началось смятение. Бабы зашмыгали из избы в избу. Мужики, хмурые, с соломой
в волосах, распояской, медленно собирались на косогор, садились поодаль,
молча смотрели на художников. Мальчишки сопели за спиной, толкали друг друга
и переругивались.
Беззубая баба подошла сбоку, долго смотрела на Левитана и вдруг ахнула:
- Господи Сусе Христе, что ж эго ты делаешь, охальник?
Мужики зашумели, Левитан сидел бледный, но сдержался и решил
отшутиться.
- Не гляди, старая, - сказал он бабе, - глаза лопнут.
- У-У У> бесстыжий, - крикнула баба, высморкалась в подол и пошла к
мужикам. Там уже трясся, опираясь на посох, слезливый монашек, неведомо
откуда забредший в Чулково и прижившийся при тамошней церкви.
- Лихие люди! - выкрикивал он вполголоса. - Чего делают - непонятно.
Планы с божьих лугов снимают. Не миновать пожару, мужички, не миновать бяды.
- Сход! - крикнул старик с вытекшим глазом. - Нету у нас заведения
картинки с бабами рисовать! Сход!
Пришлось собрать краски и уйти.
В тот же день Левитан с Кувшинннковой уехали из слободы. Когда они шли
к пристани, около церкви гудел бестолковый сход и были слышны визгливые
выкрики монашка:
- Лихие люди. Некрещеные. Баба с открытой головой ходит.
Кувшинникова не носила ни шляпы, ни платка.
Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до
Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на
берега - искал места для этюдов.
Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на
усталость. Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни
живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.
Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь,
рубленную из сосновых кряжей. Она чернела на зеленом небе, и первая звезда
горела над ней, переливаясь и блистая.
В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на
пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил
остаться в Плесе.
С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.
Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только
колокольный звон и мычание стада, а по ночам - колотушки сторожей. По
уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. В домах за
кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.
Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. Русское лето, чем ближе к
осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. Уже в августе розовеет
листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят
облака, покрытые жарким румянцем.
Хандра прошла. Было стыдно даже вспоминать о ней.
Каждый день приносил трогательные неожиданности - то подслеповатая
старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый
пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их
нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая
соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжелую долю. Ее
Левитан прозвал Катериной из "Грозы" Островского. Он решил вместе с
Кувшинниковой помочь Катерине бежать из Плеса, от постылой семьи. Бегство
обсуждалось в роще за городом. Кувшинникова шепталась с Катериной, а Левитан
лежал на краю рощи и предупреждал женщин об опасности тихим свистом.
Катерине удалось бежать.
До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ,
населявший эту большую страну, был ему непонятен. Кого он знал? Грубого
училищного сторожа "Нечистую силу", трактирных половых, наглых коридорных из
меблированных комнат, диких чулковских мужиков. Он часто видел злобу, грязь,
тупую покорность, презрение к себе, к еврею.
Да и Некрасовские имения были не подалеку на высоком берегу реки Оки .
Как вам вид на реку Оку в Чулково художника Левитана тогда и сегодня с той самой точки…По видеммому рисовал вечером ,когда приехали с Рязани ? На утро они уже рисовали дома,овраги недалеко от церкви,расположившись на бугре…..Жаль прогнали,а то бы рисовал не в Плесе виды окресностей Чулкова.
Да нет,не дикий был тут край - скажем тот самый секундант Лермонтова Сергей Трубецкой со своей любовницей рядом в своем сельце доживал свой век под негласные отчеты царю жандармского управления.Указывают же,что ведет себя смирно ,часто ходит да и всегда вместе со своей экономкой в местную церковь,гуляет там по Перемиловым горам и много других отчетов.Значит царь следил за балагуром до самой смерти.Да и похоронен он там в Яковцеве у церкви.А экономка сразу же уехала.И много других знаменитых людей жило там в округе….А так описывал К.Паустовский о Левитане в Чулково…Правда мне непонятно годы судя про церковь "Летом 1897 года здесь освящена отдельная церковь,устроенная на средства купца Тулупова""".Значит не совсем дикие были-купцов своих имели и выходит две церкви ,судя по датам…. Вторая поездка на Волгу была удачнее первой. Левитан поехал не один, а
с художницей Кувшинниковой. Эта наивная, трогательно любившая Левитана жен
щина была описана Чеховым в рассказе "Попрыгунья". Левитан жестоко
обиделся на Чехова за этот рассказ. Дружба была сорвана, а примирение шло
туго и мучительно. До конца жизни Левитан не мог простить Чехову этого
рассказа.
Левитан уехал с Кувшинниковой в Рязань, а оттуда спустился на пароходе
вниз по Оке до слободы Чулково. В слободе он решил остановиться.
Солнце садилось в полях за глинистым косогором. Мальчишки гоняли
красных от заката голубей. На луговом берегу горели костры, в болотах угрюмо
гудели выпи.
В Чулкове было соединено все, чем славилась Ока, - вся прелесть этой
реки, "поемистой, дубравной, в раздолье муромских песков текущей царственно,
блистательно и плавно, в виду почтенных берегов".
Ничто лучше этих стихов Языкова не передает очарования ленивой Оки.
На пристани в Чулкове к Левитану подошел низкий старик с вытекшим
глазом. Он нетерпеливо потянул Левитана за рукав чесучового пиджака и долго
мял шершавыми пальцами материю.
- Тебе чего, дед? - спросил Левитан.
- Суконце, - сказал дед и икнул. - Суконцем охота полюбоваться. Ишь
скрипит, как бабий волос. А это кто, прости господи, жена, что ли? - Дед
показал на Кувшинникову. Глаза его стали злыми.
- Жена, - ответил Левитан.
- Та-ак, - зловеще сказал дед и отошел. - Леший вас разберет, что к
чему, зачем по свету шляетесь.
Встреча не предвещала ничего хорошего. Когда на следующее утро Левитан
с Кувшинниковой сели на косогоре и раскрыли ящики с красками, в деревне
началось смятение. Бабы зашмыгали из избы в избу. Мужики, хмурые, с соломой
в волосах, распояской, медленно собирались на косогор, садились поодаль,
молча смотрели на художников. Мальчишки сопели за спиной, толкали друг друга
и переругивались.
Беззубая баба подошла сбоку, долго смотрела на Левитана и вдруг ахнула:
- Господи Сусе Христе, что ж эго ты делаешь, охальник?
Мужики зашумели, Левитан сидел бледный, но сдержался и решил
отшутиться.
- Не гляди, старая, - сказал он бабе, - глаза лопнут.
- У-У У> бесстыжий, - крикнула баба, высморкалась в подол и пошла к
мужикам. Там уже трясся, опираясь на посох, слезливый монашек, неведомо
откуда забредший в Чулково и прижившийся при тамошней церкви.
- Лихие люди! - выкрикивал он вполголоса. - Чего делают - непонятно.
Планы с божьих лугов снимают. Не миновать пожару, мужички, не миновать бяды.
- Сход! - крикнул старик с вытекшим глазом. - Нету у нас заведения
картинки с бабами рисовать! Сход!
Пришлось собрать краски и уйти.
В тот же день Левитан с Кувшинннковой уехали из слободы. Когда они шли
к пристани, около церкви гудел бестолковый сход и были слышны визгливые
выкрики монашка:
- Лихие люди. Некрещеные. Баба с открытой головой ходит.
Кувшинникова не носила ни шляпы, ни платка.
Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до
Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на
берега - искал места для этюдов.
Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на
усталость. Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни
живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.
Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь,
рубленную из сосновых кряжей. Она чернела на зеленом небе, и первая звезда
горела над ней, переливаясь и блистая.
В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на
пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил
остаться в Плесе.
С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.
Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только
колокольный звон и мычание стада, а по ночам - колотушки сторожей. По
уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. В домах за
кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.
Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. Русское лето, чем ближе к
осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. Уже в августе розовеет
листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят
облака, покрытые жарким румянцем.
Хандра прошла. Было стыдно даже вспоминать о ней.
Каждый день приносил трогательные неожиданности - то подслеповатая
старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый
пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их
нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая
соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжелую долю. Ее
Левитан прозвал Катериной из "Грозы" Островского. Он решил вместе с
Кувшинниковой помочь Катерине бежать из Плеса, от постылой семьи. Бегство
обсуждалось в роще за городом. Кувшинникова шепталась с Катериной, а Левитан
лежал на краю рощи и предупреждал женщин об опасности тихим свистом.
Катерине удалось бежать.
До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ,
населявший эту большую страну, был ему непонятен. Кого он знал? Грубого
училищного сторожа "Нечистую силу", трактирных половых, наглых коридорных из
меблированных комнат, диких чулковских мужиков. Он часто видел злобу, грязь,
тупую покорность, презрение к себе, к еврею.
Один вид Княжей горы или Городины чего стоит- не зря же течение верующих хлыстов облюбовали эту гору еще несколько веков назад и шли к ней на поклонение со всей Руси….
Был я у Левитана в мастерской. Это лучший русский пейзажист, но, представьте, уже нет молодости. Пишет уже не молодо, а бравурно…
Я думаю, что его истаскали бабы. Эти милые создания дают любовь, а берут у мужчины немного: только молодость…
Антон Павлович Чехов.
1895 год, 19 января.
35 лет.
из Записных книжек.
→ Художник Левитан с любимой женщиной...
Комментарии:
Ну не пойму,почему такие древние взгляды там были в то время,жил же там и весельчак Сергей Трубецкой ,секундант Лермонтова и Голицыны любили свою барскую усадьбу……Неподалеку от деревни Чулково был хутор, где в 1870-е годы любил отдыхать и работать один из Голицыных – молодой князь Лев Сергеевич. Здесь и началась необыкновенная история, круто изменившая всю его жизнь. Как видим -это в то время. Что же из набросков,зарисовок,эскизов успели нарисовать художники,когда на следующее утро уселись на косогоре в Чулково,пока не попадались.к сожалению. Но если это из слободы,там же был княжеский двор Голицына?- Зачем господа списывают наши дома, овраги и поля? К добру ли это и не было бы какого худа?
Значит списывали…..дома ,овраги,поля.? Может у художника Алексея Степанова сохранились? Он же почту не уничтожал? Вопросов все больше….
Ну,не может быть такой темный народ ,когда у купцов такие дома в Чулкове были,до сих пор там располагается бухгалтерия местная………
Значит списывали…..дома ,овраги,поля.? Может у художника Алексея Степанова сохранились? Он же почту не уничтожал? Вопросов все больше….
Ну,не может быть такой темный народ ,когда у купцов такие дома в Чулкове были,до сих пор там располагается бухгалтерия местная………
" не пойму,почему такие древние взгляды там были в то время"
Страна была патриархальная. Конечно, такая смелая и экстравагантная женщина как Кувшинникова не могла не вызывать негодование. Это вполне естественно. И сами отношения этого любовного треугольника - сложные.
Страна была патриархальная. Конечно, такая смелая и экстравагантная женщина как Кувшинникова не могла не вызывать негодование. Это вполне естественно. И сами отношения этого любовного треугольника - сложные.
Картина «Над вечным покоем» - вымышленная. Церквушка такая была, а вот пейзажа такого на Волге никогда не было.
Левитан - мятущийся человек… И это одна из самых мрачных его работ. Левитан писал ее под звуки Траурного марша Бетховена. Характеризовал ее словами: «В ней - я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием».
Левитан - мятущийся человек… И это одна из самых мрачных его работ. Левитан писал ее под звуки Траурного марша Бетховена. Характеризовал ее словами: «В ней - я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием».
Чувствуется ,хорошо раззбераетесь в этом…Может подскажете,где посмотреть наброски,эскизы из Чулково. Может ,не Левитана а Алексея Степанова. Он же записи не уничтожил? Да и сотрудничал с журналами,с Сабанеевым. Может там они были? Просто он не приззнаный,но все признают его класс с животными,зверями. А в интернете только знаменитые работы. Значит ,искать май 1888года.,а может и позже дорисовывали..
img.nnov.org/data/myupload/4/100/4100661/getimage--541.jpgЭто там,в округе Чулкова,а сколько там могильников доисторических,целые курганы еще не исследованные. Бабла не хватает.
img.nnov.org/data/myupload/4/100/4100661/getimage--541.jpgЭто там,в округе Чулкова,а сколько там могильников доисторических,целые курганы еще не исследованные. Бабла не хватает.
Спасибо за материалы.
Не могу сказать, что хорошо разбираюсь в этом вопросе, просто после того, как посетила музей Левитана в Плесе, немного изучала его биографию.
В Чулково надо будет тоже съездить! ))
Не могу сказать, что хорошо разбираюсь в этом вопросе, просто после того, как посетила музей Левитана в Плесе, немного изучала его биографию.
В Чулково надо будет тоже съездить! ))
В Чулково надо будет тоже съездить! )) Кстати там рядом находится и загадочная Княжа гора которую хлысты избрали местом поклонения пару веков назад-это подробно описывал еще Мельников-Печерский.Какие то тайные колодцы,люди приходили издалека на поклон и приношения. Да и боярыня Морозова благоволила..
Дикий,первобытный народ -значит сами себя художники спровоцировали.Ну ,а что касается детей ,усевшихся от художников не подалеку,и наблюдавшие за процессом рисования красками- наверное видели впервой.Дети есть дети во все времена…А такому храму в соседнем селе Красно позавидовали бы и в столицах государств…Жаль однако,уже и березки вырасли на развалинах бывшего храма. С благословления наших властей без церкви и селом назвать нельзя…Это уже пустошь сейчас - где в зиму остаются 1-5 человек доживать свой век без забот властей…. Это как в песне- Мы старый мир разрушим,до основанья,а затем… Сомневаюсь ,однако?
А что же вы не осуждаете аморальные отношения Кувшинниковой и Левитана, бурный роман которых описал в своем рассказе А.П. Чехов? ))
Антон Павлович осуждал Софью Петровну и написал рассказ «Попрыгунья», в котором вывел на чистую воду героев этого любовного треугольника: 42-летнюю даму, ее мужа-врача и молодого художника. Смерть Дымова в этом произведении, конечно, придумана.. Но она оказалась пророческой. Кувшинникова умерла так же как ее муж (в рассказе), заразившись от больного.
Не всем такой «натурализм» Чехова понравился. Левитан чуть не вызвал на дуэль Чехова. Кувшинникова не простила писателя до конца своих дней, двери ее дома закрылись для Чехова. А если кто-то хоть немного и выиграл в этой ситуации, то это - Дмитрий Павлович Кувшинников, у которого хотя бы внешне наладились семейные отношения.
Антон Павлович осуждал Софью Петровну и написал рассказ «Попрыгунья», в котором вывел на чистую воду героев этого любовного треугольника: 42-летнюю даму, ее мужа-врача и молодого художника. Смерть Дымова в этом произведении, конечно, придумана.. Но она оказалась пророческой. Кувшинникова умерла так же как ее муж (в рассказе), заразившись от больного.
Не всем такой «натурализм» Чехова понравился. Левитан чуть не вызвал на дуэль Чехова. Кувшинникова не простила писателя до конца своих дней, двери ее дома закрылись для Чехова. А если кто-то хоть немного и выиграл в этой ситуации, то это - Дмитрий Павлович Кувшинников, у которого хотя бы внешне наладились семейные отношения.
Спасибо не знал,но догадывался…Но это их хобби обьединяло.А я думал что в треугольнике Степанов замешан..Где же их эскизы,наброски во время посещения Чулкова -может мне просто не попадались,или не особо их рекламируют(местное значение)?Да и сама Кувшинникова что то рисовала,да и Степанов знаменит полотнами - Зачем господа списывают наши дома, овраги и поля? К добру ли это и не было бы какого худа?
Вот так всегда-а остальные менее удачные пылятся в запасниках,скрытых от людского взора. и копии не отцифруют за так…
Люди были действительно талантливые, по-своему свободные, интересные. И рисовала Кувшинникова, по правде сказать, хорошо и страстно. Левитана, видимо, любила. ))
Трудно разбираться в любовных треугольниках …оХххх как трудно …
А о чём дискутировать … ??? … ))) …
Женщина изменяет мужу не из-за денег …(с)…аксиома …
Старый конь борозду не портит …НО … и не пашет…(с)…аксиома…
Живому хочется живого…(с)…аксиома …
Бабе 45 - баба ягодка опять…(с)… аксиома …
Трудно разбираться в треугольниках …тем более, если один из углов - тупой…(с)…
А о чём дискутировать … ??? … ))) …
Женщина изменяет мужу не из-за денег …(с)…аксиома …
Старый конь борозду не портит …НО … и не пашет…(с)…аксиома…
Живому хочется живого…(с)…аксиома …
Бабе 45 - баба ягодка опять…(с)… аксиома …
Трудно разбираться в треугольниках …тем более, если один из углов - тупой…(с)…
Чехов всегда был правдив и честен, в работе, в литературе, по отношению к себе и к другим людям. На то он и Чехов.
А Софья Кувшинникова среди этих великих людей играет роль "музы". Ее даже в музее Левитана так называют. ;_ Все-таки нельзя тут не улыбнуться вместе с Чеховым.
А Софья Кувшинникова среди этих великих людей играет роль "музы". Ее даже в музее Левитана так называют. ;_ Все-таки нельзя тут не улыбнуться вместе с Чеховым.
Про "музу" … - я не помню стихи и автора …поэтому простите плиЗзз за интертрепацию…см.стих ниже…
Ко мне явилась ночью "муза" обнажённой
Легла ко мне в постель потребовав любви
А я лежал её бесстыдством удивлённый
И НЕ посмел вкусить "клубнички" чистоты…(с)…
Взрослый …повторяю - взрослый любовный треугольник…это такая шарада… просто ужос… В нём все правы и все виноваты…
А у Вас есть "отдушинка"…???…)))…
Ко мне явилась ночью "муза" обнажённой
Легла ко мне в постель потребовав любви
А я лежал её бесстыдством удивлённый
И НЕ посмел вкусить "клубнички" чистоты…(с)…
Взрослый …повторяю - взрослый любовный треугольник…это такая шарада… просто ужос… В нём все правы и все виноваты…
А у Вас есть "отдушинка"…???…)))…
Отдушинка - есть, конечно. У всех она есть. ))
Мне большую радость доставляет что-нибудь почитать, посмотреть. Уткнуться в книжу или статью.
Что касается подглядывания в замочную скважину. Это сложно и спорно. Факты есть и они не должны скрываться. Но обсуждение этих фактов не должно превращаться в вуайеризм.
Например, не знать и не читать стихов Есенина, а обсуждать то, что он водку пил и разные коньяки, ловил белочку, бил Айседору Дункан, имел детей от разных женщин, много зарабатывал, но все раздавал направо и налево, поэтому жил где придется, по углам. Это неправильно.
Любой художник - фигура сложная и противоречивая.
И прав был Пушкин, который в в письме Вяземскому написал когда-то: «Толпа жадно читает исповеди, записки, etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. «Он мал, как мы, он мерзок, как мы!» Врёте, подлецы: он и мал, и мерзок - не так, как вы, - иначе».
Мне большую радость доставляет что-нибудь почитать, посмотреть. Уткнуться в книжу или статью.
Что касается подглядывания в замочную скважину. Это сложно и спорно. Факты есть и они не должны скрываться. Но обсуждение этих фактов не должно превращаться в вуайеризм.
Например, не знать и не читать стихов Есенина, а обсуждать то, что он водку пил и разные коньяки, ловил белочку, бил Айседору Дункан, имел детей от разных женщин, много зарабатывал, но все раздавал направо и налево, поэтому жил где придется, по углам. Это неправильно.
Любой художник - фигура сложная и противоречивая.
И прав был Пушкин, который в в письме Вяземскому написал когда-то: «Толпа жадно читает исповеди, записки, etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. «Он мал, как мы, он мерзок, как мы!» Врёте, подлецы: он и мал, и мерзок - не так, как вы, - иначе».
А я из ролика понял что Кувшинникова любила манеру художника ,тянулась к нему и была его ученицей.Может и треугольника не было -домыслы.Хотя творческие люди странные. Как Пугачева с Галкиным,или Киркоровым -игра на публику.http://video.yandex.ru/users/lamia2006/view/63
http://video.yandex.ru/users/lamia2006/view/63 Вот там про Левитана и его картины,однако о картинах в Чулково я не нашел.А кто поможет перетянуть сюда ролик.У меня не получается.Ау…
А так описывал К.Паустовский о Левитане в Чулково…Правда мне непонятно годы судя про церковь "Летом 1897 года здесь освящена отдельная церковь,устроенная на средства купца Тулупова""".Значит не совсем дикие были-купцов своих имели и выходит две церкви ,судя по датам…. Вторая поездка на Волгу была удачнее первой. Левитан поехал не один, а
с художницей Кувшинниковой. Эта наивная, трогательно любившая Левитана жен
щина была описана Чеховым в рассказе "Попрыгунья". Левитан жестоко
обиделся на Чехова за этот рассказ. Дружба была сорвана, а примирение шло
туго и мучительно. До конца жизни Левитан не мог простить Чехову этого
рассказа.
Левитан уехал с Кувшинниковой в Рязань, а оттуда спустился на пароходе
вниз по Оке до слободы Чулково. В слободе он решил остановиться.
Солнце садилось в полях за глинистым косогором. Мальчишки гоняли
красных от заката голубей. На луговом берегу горели костры, в болотах угрюмо
гудели выпи.
В Чулкове было соединено все, чем славилась Ока, - вся прелесть этой
реки, "поемистой, дубравной, в раздолье муромских песков текущей царственно,
блистательно и плавно, в виду почтенных берегов".
Ничто лучше этих стихов Языкова не передает очарования ленивой Оки.
На пристани в Чулкове к Левитану подошел низкий старик с вытекшим
глазом. Он нетерпеливо потянул Левитана за рукав чесучового пиджака и долго
мял шершавыми пальцами материю.
- Тебе чего, дед? - спросил Левитан.
- Суконце, - сказал дед и икнул. - Суконцем охота полюбоваться. Ишь
скрипит, как бабий волос. А это кто, прости господи, жена, что ли? - Дед
показал на Кувшинникову. Глаза его стали злыми.
- Жена, - ответил Левитан.
- Та-ак, - зловеще сказал дед и отошел. - Леший вас разберет, что к
чему, зачем по свету шляетесь.
Встреча не предвещала ничего хорошего. Когда на следующее утро Левитан
с Кувшинниковой сели на косогоре и раскрыли ящики с красками, в деревне
началось смятение. Бабы зашмыгали из избы в избу. Мужики, хмурые, с соломой
в волосах, распояской, медленно собирались на косогор, садились поодаль,
молча смотрели на художников. Мальчишки сопели за спиной, толкали друг друга
и переругивались.
Беззубая баба подошла сбоку, долго смотрела на Левитана и вдруг ахнула:
- Господи Сусе Христе, что ж эго ты делаешь, охальник?
Мужики зашумели, Левитан сидел бледный, но сдержался и решил
отшутиться.
- Не гляди, старая, - сказал он бабе, - глаза лопнут.
- У-У У> бесстыжий, - крикнула баба, высморкалась в подол и пошла к
мужикам. Там уже трясся, опираясь на посох, слезливый монашек, неведомо
откуда забредший в Чулково и прижившийся при тамошней церкви.
- Лихие люди! - выкрикивал он вполголоса. - Чего делают - непонятно.
Планы с божьих лугов снимают. Не миновать пожару, мужички, не миновать бяды.
- Сход! - крикнул старик с вытекшим глазом. - Нету у нас заведения
картинки с бабами рисовать! Сход!
Пришлось собрать краски и уйти.
В тот же день Левитан с Кувшинннковой уехали из слободы. Когда они шли
к пристани, около церкви гудел бестолковый сход и были слышны визгливые
выкрики монашка:
- Лихие люди. Некрещеные. Баба с открытой головой ходит.
Кувшинникова не носила ни шляпы, ни платка.
Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до
Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на
берега - искал места для этюдов.
Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на
усталость. Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни
живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.
Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь,
рубленную из сосновых кряжей. Она чернела на зеленом небе, и первая звезда
горела над ней, переливаясь и блистая.
В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на
пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил
остаться в Плесе.
С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.
Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только
колокольный звон и мычание стада, а по ночам - колотушки сторожей. По
уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. В домах за
кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.
Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. Русское лето, чем ближе к
осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. Уже в августе розовеет
листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят
облака, покрытые жарким румянцем.
Хандра прошла. Было стыдно даже вспоминать о ней.
Каждый день приносил трогательные неожиданности - то подслеповатая
старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый
пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их
нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая
соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжелую долю. Ее
Левитан прозвал Катериной из "Грозы" Островского. Он решил вместе с
Кувшинниковой помочь Катерине бежать из Плеса, от постылой семьи. Бегство
обсуждалось в роще за городом. Кувшинникова шепталась с Катериной, а Левитан
лежал на краю рощи и предупреждал женщин об опасности тихим свистом.
Катерине удалось бежать.
До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ,
населявший эту большую страну, был ему непонятен. Кого он знал? Грубого
училищного сторожа "Нечистую силу", трактирных половых, наглых коридорных из
меблированных комнат, диких чулковских мужиков. Он часто видел злобу, грязь,
тупую покорность, презрение к себе, к еврею.
с художницей Кувшинниковой. Эта наивная, трогательно любившая Левитана жен
щина была описана Чеховым в рассказе "Попрыгунья". Левитан жестоко
обиделся на Чехова за этот рассказ. Дружба была сорвана, а примирение шло
туго и мучительно. До конца жизни Левитан не мог простить Чехову этого
рассказа.
Левитан уехал с Кувшинниковой в Рязань, а оттуда спустился на пароходе
вниз по Оке до слободы Чулково. В слободе он решил остановиться.
Солнце садилось в полях за глинистым косогором. Мальчишки гоняли
красных от заката голубей. На луговом берегу горели костры, в болотах угрюмо
гудели выпи.
В Чулкове было соединено все, чем славилась Ока, - вся прелесть этой
реки, "поемистой, дубравной, в раздолье муромских песков текущей царственно,
блистательно и плавно, в виду почтенных берегов".
Ничто лучше этих стихов Языкова не передает очарования ленивой Оки.
На пристани в Чулкове к Левитану подошел низкий старик с вытекшим
глазом. Он нетерпеливо потянул Левитана за рукав чесучового пиджака и долго
мял шершавыми пальцами материю.
- Тебе чего, дед? - спросил Левитан.
- Суконце, - сказал дед и икнул. - Суконцем охота полюбоваться. Ишь
скрипит, как бабий волос. А это кто, прости господи, жена, что ли? - Дед
показал на Кувшинникову. Глаза его стали злыми.
- Жена, - ответил Левитан.
- Та-ак, - зловеще сказал дед и отошел. - Леший вас разберет, что к
чему, зачем по свету шляетесь.
Встреча не предвещала ничего хорошего. Когда на следующее утро Левитан
с Кувшинниковой сели на косогоре и раскрыли ящики с красками, в деревне
началось смятение. Бабы зашмыгали из избы в избу. Мужики, хмурые, с соломой
в волосах, распояской, медленно собирались на косогор, садились поодаль,
молча смотрели на художников. Мальчишки сопели за спиной, толкали друг друга
и переругивались.
Беззубая баба подошла сбоку, долго смотрела на Левитана и вдруг ахнула:
- Господи Сусе Христе, что ж эго ты делаешь, охальник?
Мужики зашумели, Левитан сидел бледный, но сдержался и решил
отшутиться.
- Не гляди, старая, - сказал он бабе, - глаза лопнут.
- У-У У> бесстыжий, - крикнула баба, высморкалась в подол и пошла к
мужикам. Там уже трясся, опираясь на посох, слезливый монашек, неведомо
откуда забредший в Чулково и прижившийся при тамошней церкви.
- Лихие люди! - выкрикивал он вполголоса. - Чего делают - непонятно.
Планы с божьих лугов снимают. Не миновать пожару, мужички, не миновать бяды.
- Сход! - крикнул старик с вытекшим глазом. - Нету у нас заведения
картинки с бабами рисовать! Сход!
Пришлось собрать краски и уйти.
В тот же день Левитан с Кувшинннковой уехали из слободы. Когда они шли
к пристани, около церкви гудел бестолковый сход и были слышны визгливые
выкрики монашка:
- Лихие люди. Некрещеные. Баба с открытой головой ходит.
Кувшинникова не носила ни шляпы, ни платка.
Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до
Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на
берега - искал места для этюдов.
Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на
усталость. Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни
живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.
Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь,
рубленную из сосновых кряжей. Она чернела на зеленом небе, и первая звезда
горела над ней, переливаясь и блистая.
В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на
пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил
остаться в Плесе.
С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.
Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только
колокольный звон и мычание стада, а по ночам - колотушки сторожей. По
уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. В домах за
кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.
Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. Русское лето, чем ближе к
осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. Уже в августе розовеет
листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят
облака, покрытые жарким румянцем.
Хандра прошла. Было стыдно даже вспоминать о ней.
Каждый день приносил трогательные неожиданности - то подслеповатая
старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый
пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их
нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая
соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжелую долю. Ее
Левитан прозвал Катериной из "Грозы" Островского. Он решил вместе с
Кувшинниковой помочь Катерине бежать из Плеса, от постылой семьи. Бегство
обсуждалось в роще за городом. Кувшинникова шепталась с Катериной, а Левитан
лежал на краю рощи и предупреждал женщин об опасности тихим свистом.
Катерине удалось бежать.
До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ,
населявший эту большую страну, был ему непонятен. Кого он знал? Грубого
училищного сторожа "Нечистую силу", трактирных половых, наглых коридорных из
меблированных комнат, диких чулковских мужиков. Он часто видел злобу, грязь,
тупую покорность, презрение к себе, к еврею.
Был я у Левитана в мастерской. Это лучший русский пейзажист, но, представьте, уже нет молодости. Пишет уже не молодо, а бравурно…
Я думаю, что его истаскали бабы. Эти милые создания дают любовь, а берут у мужчины немного: только молодость…
Антон Павлович Чехов.
1895 год, 19 января.
35 лет.
из Записных книжек.
Я думаю, что его истаскали бабы. Эти милые создания дают любовь, а берут у мужчины немного: только молодость…
Антон Павлович Чехов.
1895 год, 19 января.
35 лет.
из Записных книжек.
Записи по тегам
Алексей Степанов.
Вача
Вача. А.Железнов
Кондратовы
Левитан
Мордва Вацкая
Москва-река в подмосковье..
Озеро Пурешево Вачский район
Пожарские
Пос Вача
Пос.Вача. Вачский район
Старая Муромская дорога.
Стародуб -Воцкий
Стародубовоцкий перевоз
Стародубские.
Церковь села Жайское
бунтари 1905 года
город Стародуб
княжество Стародуб-Вочский
писатель Короленко село Вача дневник Короленко